Стр. 149 - V

Упрощенная HTML-версия

Октябрь, 2015
Русскаяшкола права профессора Ф.Ф.Мартенса...
143
ководящими началами правильно устроенной международной жиз-
ни. Ее руководящее начало - идея права»
13
. Предвоенные Гаагские
конференции, пользуясь словами Мартенса, стали первыми и по-
следними звеньями «в цепи международных попыток, предприня-
тых… Россиею для установления в международных отношениях бо-
лее правильного и разумного порядка»
14
.
Жизнестойкость и интеллектуальная неуязвимость русской пра-
вовой мысли школы Мартенса предопределяют современную пра-
ктическую и научную функцию международного права как регули-
рование «пределов свободы действий каждого государства», поиск
«общей почвы для развития различных интересов государств»
15
.
Теоретическая сторона международно-правового учения Мартенса
предполагает, что нормативное содержание договорно-правовых до-
кументов, заключаемых цивилизованными государствами, обеспе-
чивает совпадение и взаимный учет их национальных, прежде все-
го политических, интересов. В практическом смысле эта формула
Мартенса означала: именно «на этой силе соединения и примире-
ния противоположных интересов зиждется вся европейская цивили-
зация. В этой идее взаимной духовной зависимости и в этом позна-
нии недостижимости своих индивидуальных сил заключается залог
развития цивилизованных европейских народов»
16
.
.
Разработанная Мартенсом теория международного общения рас-
сматривалась как объект примата права и основание мирового пра-
вопорядка. Сущность теории представляет одну из мартенсовских
elegantia juris (юридических тонкостей) и заключается в следую-
щем: «В основу научной системы современного международного
права должна быть положена идея международного общения, со-
гласно которой каждое самостоятельное государство есть органиче-
ская часть единого целого, связанная с другими государствами общ-
ностью интересов и прав»
17
.
Владимир Васильевич Пустогаров в своей необыкновенно со-
держательной книге «…С пальмовой ветвью мира», посвященной
исследованию жизни и деятельности Ф.Ф.Мартенса, отмечал, что
данная идея получила «превалирующее значение» в трудах ученого-
юриста и дипломата. Это стало основанием рассматривать его уче-
ние как теорию международного общения. Ссылка на распростра-
нение данного доктринального определения присутствует в работе
Д.Б.Левина о сущности международного права в оценках русских
юристов-международников
18
.