Стр. 125 - V

Упрощенная HTML-версия

Октябрь, 2015
Почему не состоялся прибалтийский «мост» между Россией и Евросоюзом?
119
ются показать, что потери их стран некритичны и удается переориен-
тировать экспортные потоки на новые европейские и азиатские рынки,
такие заявления не соответствуют действительности. Заменить рос-
сийского потребителя в столь короткие сроки нереально, да и вряд ли
удастся в будущем.
По последним оценкам Еврокомиссии, молочная отрасль Латвии,
Литвы и Эстонии находится на грани коллапса. Санкционная вой-
на привела к тому, что закупочная цена на молоко в Эстонии упала на
30%
13
. Фермеры просят срочной господдержки, а правительство, со-
ответственно, обращается за экстренной помощью к ЕС. Аналогичная
картина складывается в соседних прибалтийских государствах. По за-
явлению министра земледелия Латвии Я.Дуклавса, если Брюссель не
окажет его стране содействия, латвийские фермеры начнут забивать
скот и ликвидировать хозяйства.
Литва является одной из наиболее пострадавших государств в Ев-
росоюзе от российских контрмер. По прогнозу экспертов Danske
Bank, общий объем ущерба в текущем году может составить
1,5 млрд. долларов
14
. Для Латвии и Эстонии этот показатель пока не
столь значителен, однако негативные последствия и для них, вероятнее
всего, будут иметь долгосрочный эффект.
В дополнение к продовольственным ограничениям в феврале
2015 года Россия отказалась реэкспортировать свою нефть через
Прибалтику. В результате этого грузооборот Таллинского порта за
месяц снизился на 26%, Вентспилсского - на 18%. В отношении Лит-
вы подобные решения начали действовать на год раньше, что приве-
ло к снижению грузооборота нефтеналивного терминала в Бутинге
(Клайпеда) более чем на 30%
15
. Это весьма существенные потери.
Ограничительные действия европейцев и ответные шаги Рос-
сии ставят под угрозу более 80% латвийского транзита - важнейшего
источника бюджетных поступлений страны (12% ВВП). Кроме того,
по мнению президента госкорпорации «Латвийская железная дорога»
У.Магониса, без России Латвия может лишиться грузов на перспектив-
ном азиатском направлении (Китай, Казахстан)
16
. Депутат латвийского
Сейма В.Агешин, в свою очередь, полагает, что нынешний виток кон-
фронтации с Россией при худшем сценарии может стоить Латвии до
19% ВВП
17
. Высказывая точку зрения прагматично настроенных поли-
тиков своей страны, он подчеркивает, что Латвия является небольшим
и экономически зависимым государством, которому вредит агрессив-
ная позиция в вопросе антироссийских санкций.