Стр. 111 - V

Упрощенная HTML-версия

Октябрь, 2015
СтраныБалтии: лаборатория методов внешнего управления
105
импорт, если с налогов на его доходы прибалтийское руководство
оплачивает пребывание на своей территории иностранных воору-
женных сил, создающих для России угрозу и требующих от нас до-
полнительных расходов. Появляется крамольная мысль. Мы мини-
мизируем прибалтийский импорт, сужается база оплаты пребывания
иностранных сил, ослабляется военная напряженность в регионе,
уменьшаются российские возможные расходы на противодействие
угрозе со стороны Прибалтики. Логично задать этот вопрос при-
балтийским партнерам и выслушать их ответ. Возможно, им проще
сразу направлять сельхозпродукцию как провиант для иностранных
вооруженных сил, а оплачивать поставки местным производителям
за счет кредитов получаемых у США?
ПОЛОЖЕНИЕ РОССИЙСКИХ ИНВЕСТОРОВ
С начала 2000-х годов в странах Балтии происходит последователь-
ное усложнение инвестиционного климата для российского капитала,
который и ранее можно было с очень большим допуском назвать нор-
мальным. Отдельные эксперты связывают процесс с членством стран
Балтии в Евросоюзе. Другие приписывают странам Балтии традици-
онно недружественное отношение к России. Ряд экспертов возлагают
ответственность на нынешнее прибалтийское руководство. Автор, при-
знавая действие перечисленных факторов, полагает, что незаслуженно
за рамками перечня остается влияние североевропейского капитала на
страны Балтии, которое за последнее десятилетие стало системообра-
зующим для прибалтийских экономик и которое никак нельзя назвать
бесстрастным по отношению к российскому капиталу в Прибалтике.
Наиболее ярко степень североевропейского присутствия в При-
балтике видна в финансовой сфере. Так, к примеру, в Эстонии банки
стран Северной Европы (Швеции, Финляндии, Дании) контролируют
80% эстонского банковского сектора. Впечатляет даже не это, а то, что
и оставшиеся 20% принадлежат также в основном иностранному капи-
талу. В результате в Эстонии на долю местного финансового капита-
ла приходится менее 3% национального банковского сектора. У благо-
душно настроенного читателя может возникнуть риторический вопрос
о том, что дурного в этой ситуации. Объяснение довольно простое:
банки единолично определяют направления и объемы инвестиций, ис-
ходя из своих выгод, но не национальных интересов стран Балтии, а,