Стр. 151 - ОКТЯБРЬ_2014_1

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Дмитрий Сафонов
150
Примерно такой же распорядок был введен и на нашем заводе.
С той лишь разницей, что на время налетов приходилось останав-
ливать практически все цеха и отключать электричество. Люди же,
как и в Москве, отправлялись в «щели». Специально оборудован-
ных бомбоубежищ на заводе было недостаточно, а может, и совсем
не было - такого ведь никто не ожидал. И чем ближе к Москве про-
двигался противник, тем чаще совершались воздушные налеты на
Москву и ее окрестности. Уже к концу августа приходилось прекра-
щать работу завода иногда по несколько раз за ночь.
Когда работа на заводе была переведена на казарменный режим,
лишавший меня возможности регулярно навещать семью в Москве,
я решил отправить жену с ребенком в Пензу к ее сестре. После их
отъезда на душе у меня стало намного спокойнее, и я весь отдался
работе на заводе. Даже в Москву перестал ездить, делать там мне
было нечего.
А вскоре немецкие войска оказались на ближних подступах к
Москве (это было в начале октября 1941 г.). И тогда пришло ука-
зание сверху об эвакуации завода на Урал. Возможность такой эва-
куации, видимо, не исключалась и ранее, даже в то время, когда
наши войска собирались бить возможного врага «только на его тер-
ритории». Тогда же, наверное, были разработаны соответствующи-
ми организациями и планы такой эвакуации. На всякий случай. Но
только теперь, когда невероятность случившегося стала явью, было
сочтено необходимым ознакомить с этими планами командный со-
став завода. И то не всех, а только тех, кому это положено: не ниже
начальника цеха. Так что я, будучи всего лишь сменным мастером
цеха, узнал об эвакуации завода неофициально от своего «одно-
кашника» Пальчука, «по секрету». В основном же такие работяги,
как я, руководствовались ежедневными заданиями, получаемыми
от непосредственного начальства.
Но так или иначе все стали спешно готовить оборудование заво-
да к «переселению»: отбирали самое необходимое, без чего на но-
вом месте нельзя было обойтись. Отобранное помечали устойчивой
краской - из какого цеха, в какой вагон, - чтобы не разрознить, не
утерять. Работу закончили быстро, по-военному. За каких-то четыре
или пять дней основное оборудование завода было демонтировано и
погружено в подаваемые по заводским железнодорожным путям ва-
гоны и на платформы. Составы из них могли отправляться на Урал в
любое время.