2-4 июня в Сингапуре состоялся 20-й диалог Шангри-Ла, являющийся азиатским аналогом Мюнхенской конференции. Традиционные участники этого диалога - главы оборонных ведомств, но в длинные списки гостей также входят руководители, высокопоставленные представители национальных разведсообществ, профильные эксперты. Не обходится и без первых лиц. Так, нынешний форум открылся выступлением австралийского премьера Энтони Альбанезе. Помимо высокопоставленных гостей из азиатских держав, США, в мероприятии приняли участие глава европейской дипломатии Жозеп Боррель, министр обороны Великобритании Бен Уоллес, министр обороны Германии Борис Писториус. Это уже вторая конференция Шангри-Ла без участия Москвы.
Пожалуй, наибольший резонанс в мировых СМИ вызвало сообщение агентства Рейтер о том, что «на полях» конференции Шангри-Ла высокопоставленные чиновники разведывательных агентств порядка 20 стран провели некую тайную встречу. По информации агентства, там присутствовали директор Национальной разведки США Эврил Хейнс, директор исследовательского и аналитического отдела разведки Индии Самант Гоэль. «Встреча является важным элементом международной теневой повестки дня», - приводит слова одного из источников агентство.[1] Но не будем углубляться в конспирологию, хотя на эту информацию стоит обратить внимание.
Что касается непосредственно конференции, то украинский кризис оказался одним из ключевых элементов её повестки. Одним из знаковых событий форума стало выступление министра обороны Индонезии Правобо Субианто, выдвинувшего план мирного урегулирования на Украине. План включает в себя прекращение огня, создание демилитаризованной зоны. Это уже вторая попытка ведущих азиатских держав предложить альтернативу западному плану войны «до последнего украинского солдата». Вместе с тем, «украинскоий кризис» и постоянное давление со стороны США ставит серьёзные вопросы перед, пожалуй, наиболее значимой державой Глобального Юга - Индией. В новых условиях Дели всё труднее придерживаться принципа стратегического балансирования, уходящего своими корнями в историю «Движения неприсоединения», ставшего визитной карточкой индийской внешней политики. Новые риски для нее связаны с направленностью западной концепции Индо-Тихоокеанского региона и тесно связанной с ней диалоговой площадки Quad на конфронтацию с Пекином и Москвой.
К слову, пять лет назад (6 июня 2018 г.) именно на площадке конференции «Шангри-Ла» был конкретизирован индийский взгляд на идею «Индо-Тихоокеанского региона». Индийский премьер Нарендра Моди в своём выступлении указал на особое понимание места океана в индийском самосознании, поэтично напомнив, что в тексте Вед упоминается Варуна - бог мировых вод. Индийский лидер дал понять тогда, что Индия будет рассматривать Индо-Тихоокеанский регион как проект, тесно связанный с индийскими концепциями САГАР и Act East, признанный укрепить контакты с соседями на востоке и севере, включая Россию, и что в Нью-Дели не заинтересованы в ухудшении отношений с Пекином[2]. Индия, будучи участником Quad, так и не стала там «командным игроком». При этом Нью-Дели до последнего времени артикулировали позицию, что там не желают, чтобы активность Quad выходила за географические рамки Индо-Тихоокеанского региона. До сих пор терпят фиаско попытки других участников Quad склонить Индию к поддержке антироссийских санкций.
Вместе с тем, Вашингтон и его союзники, осознавая ключевую роль Индии в геополитическом «дизайне» Индо-Пацифики, сразу приступили к планомерной работе по «переманиванию невесты» на свою сторону, надеясь, видимо, что количество перерастёт в качество. Как отмечает российский эксперт А. Куприянов, американцы обращаются с Индией очень бережно, ничего особенного от неё не требуя. Не настаивают на военном союзе, избегают её критики и по правозащитной линии[3]. При этом в Вашингтоне используют заинтересованность Нью-Дели в диверсификации партнёров по военно-технической кооперации. И в этот раз, глава Пентагона Ллойд Остин после посещения конференции Шангри-Ла направился в индийскую столицу. Данный визит проходил на фоне сообщений о том, что в Конгрессе США предложили подключить Индию к работе механизма «НАТО плюс пять» (в пятёрку входят Австралия, Новая Зеландия, Япония, Израиль, Южная Корея). Участие Индии в подобном механизме должно предоставить ей доступ к новейшим военным технологиям и обмену разведданными[4]. И в ходе встречи глава Пентагона и его индийский коллега согласовали дорожную карту в сфере оборонного сотрудничества на ближайшую «пятилетку». Сообщается, что министры «изучили пути построения устойчивых цепочек добавленной стоимости» (значит, в обход Китая), а также договорились «определить возможности для совместной разработки новых технологий и совместного производства существующих и новых систем». При этом глава Пентагона «обнадежил» журналистов, подчеркнув следующее: «Мы абсолютно не пытаемся создать НАТО в Индо-Тихоокеанском регионе. Мы продолжаем работать со странами-единомышленниками, чтобы гарантировать, что регион остается свободным и открытым, чтобы торговля могла процветать, а обмен идеями продолжался»[5]. Вслед за Остином в Нью Дели заехал и министр обороны Германии Борис Писториус, прямо заявив там о готовности поставлять Индии субмарины и добиваться «снижения зависимости этой страны от российского оружия»[6]. Так что работа в попытке отторжения Индии от России со стороны Запада ведется планомерно.
Вместе с тем, и в ходе непосредственно конференции Шангри-Ла американской делегацией было сделано немало для претворения в жизнь идеи «объединения» своих союзников, а в некоторых случаях и партнеров, в общий фронт для сдерживания держав, не желающих придерживаться западных «правил» в регионе. Выступив 3 июня, Ллойд Остин выделил две ключевые цели стратегии Пентагона по противодействию Китаю.
Первая из них заключается в том, что США должны формировать стратегический нарратив вокруг «видения свободного, открытого и безопасного Индо-Тихоокеанского региона как мира правил и прав», в то время как другая сосредоточена на усилении «интегрированного сдерживания», которое включает в себя дипломатическое, экономическое и технологическое «контрбалансирование» Китая[7]. В Сингапуре Ллойд Остин провел первую четырехстороннюю встречу со своими коллегами из Австралии, Японии и Филиппин, которую в СМИ уже окрестили зарождением «нового QUAD»[8]. Обсуждались планы начать четырехстороннее совместное патрулирование в Южно-Китайском море (к концу текущего года), которое по замыслу должно стать важной вехой в развитии стратегии «интегрированного сдерживания» Китая в регионе. Несмотря на то, что в начале этого года Вашингтон не был сильно расположен к новым четырёхсторонним проектам, предпочитая дополнять Quad треугольниками безопасности, он, похоже, становится все более заинтересован в новых четырехсторонних механизмах. Это изменение может быть вызвано и разногласиями внутри Quad по поводу противостояния России из-за позиции Индии.
Но и про «треугольники» в Вашингтоне тоже не забыли. Подтверждены планы заключить к концу года пакт с Токио и Сеулом об обмене данными о запусках северокорейских ракет в режиме реального времени. При этом, если треугольник безопасности Вашингтон-Токио-Сеул пока скорее обретает форму, то являющаяся более старой ось Вашингтон-Токио-Канберра может получить новое наполнение. 3 июня встретились главы оборонных ведомств этих трёх стран. В совместном заявлении было отмечено, что новые предпосылки к расширению сотрудничества возникли в результате принятия Японией новых программных документов в сфере оборонной политики, а также подписания в начале 2022 г. японо-австралийского соглашения о взаимном доступе (пока не вступило в силу). Японская сторона подтвердила свою поддержку стратегического партнёрства AUKUS. Не забыли авторы упомянуть в документе и Россию[9]. В этих обстоятельствах становится очевидным, что навязывание Вашингтоном своей концепции Индо-Пацифики и создание неофициальных региональных альянсов требует от России и Китая адекватных совместных усилий по противодействию этому проекту.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
[1] Reuters: около 20 глав разведывательных служб провели тайную встречу в Сингапуре (tass.ru)
[2] КИТАЙСКИЙ ФАКТОР В ФОРМИРОВАНИИ ИНДИЙСКОГО ПОДХОДА (imemo.ru)
[3] Китаевед и индолог рассказали, смогут ли США стравить Пекин и Нью-Дели (regnum.ru)
[4] Журнал Международная жизнь - «НАТО+» для Индии – американский подарок или ловушка? (interaffairs.ru)
[5] США заявили, что не пытаются создать НАТО в Индо-Тихоокеанском регионе (tass.ru)
[6] ФРГ хочет строить подводные лодки вместе с Индией (kommersant.ru)
[7] Minilateralism: U.S. looks to small groupings to tackle shared security concerns | The Japan Times
[8] Did Shangri-La give birth to a new Quad? - Asia Times
[9] United States-Japan-Australia Trilateral Defense Ministers' Meeting (TDMM) 2023 Joint Statement > U.S. Department of Defense > Release
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs