В Москве состоялся II Международный фестиваль «Дни военно-исторического кино», приуроченный к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и к 100-летию со дня рождения выдающегося актера, режиссера и сценариста Сергея Бондарчука. Он прошел на двух площадках – в Музее Победы на Поклонной горе и в Центре международной торговли на Краснопресненской набережной. Его организаторами выступили Фонд президентских грантов и Российское военно-историческое общество.
Организаторы кинофорума поставили перед ним благородные задачи – сохранить память о трагических и героических годах битвы с нацизмом, способствовать воспитанию патриотизма подрастающего поколения и противодействовать попыткам переписать историю Второй мировой войны, которые предпринимаются в настоящее время на международной арене.
Снять хорошее кино об эпохе Великой Отечественной войны - задача для современного режиссера достаточно сложная. Дело в том, что мы живем во времена, когда самые разнообразные источники – от архивов и музейных коллекций до воспоминаний очевидцев и участников военных действий находятся в открытом доступе. Память об этих годах до сих пор жива во многих семьях не только в нашей стране, но и в большинстве республик бывшего СССР. Но обращение к этим страницам прошлого повышает ответственность каждого, кто берется за эту тему, за каждую деталь или нюанс. В этом смысле прошедший фестиваль продемонстрировал возможности российского кинематографа во всей его противоречивости.
В ходе прошедшего фестиваля зрители имели возможность увидеть фильмы, многие из которых получили широкое освещение в средствах массовой информации. Среди них – «Ржев» Игоря Копылова, «Брестская крепость» Александра Котта, «28 панфиловцев» Андрея Шальопы и Кима Дружинина, «Коридор бессмертия» Фёдора Попова. Особо отметим, что у посетителей фестиваля была возможность увидеть вышедшую в прокат в нынешнем году биографическую кинокартину Константина Буслова «Калашников», посвященную памяти недавно ушедшего из жизни знаменитого отечественного конструктора стрелкового оружия. Мы коснемся только некоторых работ, которые привлекли особое внимание.
Кадр из фильма «Солдатик»
Для молодого режиссера Валерии Фанасютиной её фильм «Солдатик» стал дебютом в полнометражном кино. Зрители получили возможность увидеть события войны не просто глазами главного героя, а маленького ребенка, который, потеряв родителей, прибился к действующей армии и стал в ней «сыном полка». Прототипом главного героя, Сергея Шишкина, выступил самый маленький участник войны – Сергей Алёшков, удостоенный в шесть лет медали «За боевые заслуги». Причина для этого награждения была более чем уважительная - обнаружение немецких диверсантов в тылу советских частей и спасение жизни командира.
В 1941 году деревню, в которой жил Сергей, заняли немцы. Мать и старшего брата казнили за связь с партизанами. Самому ребенку удалось сбежать. Несколько дней он жил в лесу, пока не наткнулся на разведчиков 142-го гвардейского стрелкового полка 47-й гвардейской стрелковой дивизии, которые и доставили его в расположение части.
Ребенка оставили в полку. Специально для него справили форму по росту, и он, как мог, исполнял боевые обязанности: разносил почту и патроны, читал стихи и пел песни. Очень скоро он стал всеобщим любимцем.
Прототипы есть у каждого героя этого фильма. Черты биографии реальных людей показаны в картине очень деликатно. Маленький актер Андрей Андреев, исполнитель главной роли Сергея Шишкина, справился со своей задачей достойно. Он сумел передать и детскую непосредственность, и вполне взрослую серьезность, особенно когда он по уставу обращается к командиру, запинаясь на слишком сложных для него словах. Он рано столкнулся с неприглядным лицом войны, переживая ранения, инвалидность и смерть людей, ставших для него неожиданно самыми близкими.
Смертельная опасность могла угрожать с самой неожиданной стороны. Когда в подразделение поступили санитарные собаки, ребенок, конечно, не мог упустить возможности прокатиться в тележке, предназначенной для вывоза из-под огня тяжелораненых. Такие устройства были незаменимы там, куда невозможно было добраться людям или санитарным машинам. Получив согласие инструктора, он забрался туда. Однако внезапно события пошли по незапланированному сценарию: увидев на дороге местную деревенскую собаку, «санитары» рванулись за ней в поле, прямо в расположение войск противника. Неизвестно, чем бы всё закончилось, если бы ситуацию не спас адъютант комполка, который на мотоцикле сумел перегородить путь овчаркам.
А 27 апреля 1943 года командующий дивизией генерал Фёдор Осташенко вручил маленькому бойцу медаль «За боевые заслуги» - за спасение жизни командира при авианалете противника. Самолеты отбомбились по блиндажу, где он в тот момент находился. Сергей сразу же бросился к саперам, и им удалось раскопать раненого, но живого комполка.
Сам командир полка, Михаил Воробьев, происходил из крестьянской семьи и был участником войны с первых ее дней. Был четырежды ранен, дважды тяжело. Дошел до Берлина и присутствовал при подписании акта о капитуляции гарнизона немецкой столицы. Спутницей его жизни стала Нина Бедова, служившая в медико-санитарном батальоне той же дивизии. Именно они стали приемными родителями Сергея Алешкова. В фильме их роли исполнили молодые актеры Виктор Добронравов (комполка Кузнецов) и Дарья Урсуляк (медсестра Катя).
Добавим лишь, что в 1944 году Сергею Алёшкову пришлось покинуть полк, с которым он уже успел сродниться: начинались кровопролитные бои за Магнушевский плацдарм в Польше, и подвергать его жизнь опасности уже не решались. По настоянию командующего 8-й гвардейской армии генерал-лейтенанта Василия Чуйкова его отправили в Тульское суворовское военное училище. Но подорванное здоровье давало о себе знать, и с военной карьерой вскоре пришлось закончить. Позже он выучился на юриста, и вплоть до конца жизни работал сначала сотрудником прокуратуры, а затем юрисконсультом в Челябинске, где жила его приемная семья. В 1985 году он был награжден орденом Отечественной войны I степени, а умер внезапно в 1990 году от инфаркта по пути на работу. Тогда ему было 54 года.
Смотря этот фильм, ловишь себя на мысли о том, что фильм, снятый на скромные средства, но основанный на реальной истории, бережно и деликатно перенесенной на экран, может за полтора часа рассказать для зрителя не меньше, чем иная масштабная эпопея. Такое кино не рассчитано на шокирующий эффект, но при этом без всякого примитивизма показывает повседневный солдатский быт, личные драмы участников боев, но самое главное, напоминает, что военные действия велись ради того, чтобы у таких детей, как главный герой, было будущее. Полагаем, что режиссерский дебют Валерии Фанасютиной смело можно рекомендовать для семейного просмотра.
Кадр из фильма «Ржев»
Во многом иной по замыслу можно назвать другую заметную киноработу, показанную на фестивале – «Ржев» Игоря Копылова. Впрочем, сразу внесем определенные поправки: в фильме показан лишь небольшой эпизод боев знаменитой битвы, продолжавшейся с 5 января 1942 года по 21 марта 1943 года с некоторыми перерывами и сковывавшей крупные силы гитлеровской группы армий «Центр», сорвав операции, подготовленные на других фронтах и, в числе других факторов, обеспечив победу Красной Армии под Сталинградом. В основу киноработы положена повесть Вячеслава Кондратьева «Искупить кровью», впервые изданная в начале 1990-х годов и представляющая собой яркий пример обличительной литературы «перестроечного» периода. Правда, создатели фильма внесли в сценарий существенные коррективы, уйдя от «лобового» противопоставления писателем действий фронтового и армейского командования и рядовых солдат, вынужденных своими жизнями исправлять их ошибки и просчеты и сделав акцент на их единстве перед лицом общей смертельной угрозы.
В фильме многие участники военных действий представляют собой, по сути, устойчивые типажи: здесь есть и политрук, и «особист», и солдат из «бывших», не скрывающий своей неприязни к коммунистам, и даже отправленный на фронт уголовник (в повести именно он стал стать главным положительным персонажем и спасти своих боевых товарищей от внезапной ночной атаки немцев). Все они вместе, и каждый по-своему, едины в своем стремлении защищать страну от внешнего врага и совершают ради этого все невозможное.
Действие происходит на протяжении одного дня и начинается с того, что рота красноармейцев берет штурмом деревню Овсянниково, которую, согласно приказу командования, им нужно удержать любой ценой. Их осталось меньше половины, и они ждут ответного наступления противника. Согласно первоначальному замыслу, другая рота должна занять соседнюю деревню, но ее атака захлебывается. Бойцы оказываются один на один с превосходящими силами врага, и теперь комроты Пригожину (его роль исполняет актер Сергей Жарков) нужно выполнить приказ или умереть.
Необходимо признать: сцена штурма деревни поставлена очень реалистично и жестко, безо всяких попыток ретуши и смягчения. Однако после того, как Овсянниково занято, художественная логика происходящего начинает серьезно страдать. Вместо того, чтобы укреплять полученные позиции, солдаты проводят в разговорах, поисках провизии и ожидании атаки противника. Одновременно нам показывают и героев-антагонистов, подводя к идее патриотического примирения перед лицом внешнего врага поверх идеологических противоречий. В этом смысле одним из кульминационных эпизодов фильма становится прибытие в расположение роты «особиста» - старшего лейтенанта НКВД Рыкова, который в поисках гитлеровских листовок, призывающих красноармейцев сдаваться в плен, учиняет обыск, арестовывает пожилого солдата, бывшего участника Первой мировой войны, не скрывающего своей неприязни к советскому режиму, и ведет его через линию фронта в трибунал. По пути конвоира ранят, и арестованный оказывает ему первую помощь, а затем и спасает своих товарищей, открыв огонь по немцам, попытавшимся атаковать деревню с тыла, демонстрируя этим беспочвенность выдвинутых против него обвинений.
Впрочем, нацисты в фильме показаны как абсолютное зло, разрушительная сила, вооруженная античеловеческой идеологией, примирения с которой не может быть ни на каких условиях. Они уничтожают попавших в их руки пленных и гражданских, отказывающихся от сотрудничества с ними. «Придет время, и мы еще научим их резать друг друга», - говорит офицер вермахта. Добиться этого тогда , как мы уже знаем, им не удалось.
Но военный аспект в фильме выглядит несколько странно. Во-первых, если основные силы фронта (в данном случае – 30-я армия) переходят в наступление на определенном участке, вряд ли несколько десятков солдат роты достаточно для того, чтобы сковать силы противника. Во-вторых, отход из деревни, который, в конечном итоге, все же происходит, объясняется минометным обстрелом деревни. Почему так – не вполне ясно: минометы - это не тяжелая артиллерия, и даже в легких укреплениях это испытание вполне можно выдержать. Так или иначе, остатки роты возвращаются в расположение основных сил. Командование ими недовольно и, предварительно доукомплектовав, отправляет их снова на отвоёвывание того же населенного пункта, предварительно объяснив новому командиру всю «остроту» момента.
Несмотря на перечисленные шероховатости, нельзя не отметить, что фильм снят ярко и масштабно. Несмотря на некоторую дань штампам, создатели фильма закрепили за каждым персонажем свою индивидуальную историю. Поэтому им вполне можно искренне сочувствовать и желать им победы. В целом этот фильм с некоторыми оговорками заслуживает просмотра, но, разумеется, рассчитан целиком на взрослую аудиторию.
В рамках Фестиваля в фойе Центра международной торговли прошла выставка «Летопись войны», в экспозиции которой были представлены копии картин, раскрывающих ключевые темы и события Великой Отечественной войны: от военных операций до труда в госпиталях и в глубоком тылу. Подводя итог, можно со всей уверенностью сказать: фестиваль, ставший первым в Москве мероприятием подобного рода после отмены ограничений, введенных в столице в связи с пандемией, смог стать заметным событием в культурной жизни нашей страны.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs