ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Леонид Григорьев: «Эпидемия коронавируса не станет триггером для мирового экономического кризиса»

18:55 05.02.2020 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

Фото: bigpicture.ru

В Китае обнаружен новый тип коронавируса, который стремительно распространяется. Случаи заражения зафиксированы и в других странах. Китайские власти пытаются сдержать распространение опасной инфекции: отменяются все масштабные мероприятия, закрываются на карантин города. Звучат даже утверждения, что последствия от коронавируса для Азиатско-Тихоокеанского региона могут быть более серьезными, чем от атипичной пневмонии 2003 года. Всемирная организация здравоохранения уже признала ситуацию в Китае «чрезвычайной».

Вспышка коронавируса оказывает влияние и на состояние экономики. Первые после новогодних каникул торги на фондовой бирже материкового Китая открылись обвалом более чем на 8%. Дешевеет нефть, останавливают работу промышленные предприятия. Крупные авиакомпании приостанавливают полеты в китайские аэропорты. Вынуждена реагировать на сложившуюся ситуацию и Россия, закрыв пропускные пункты на границах с КНР и остановив железнодорожные перевозки.

Что из утверждений, прозвучавших в последние дни, соответствует действительности, а что порождено банальной паникой, на которой пытаются заработать изготовители фейковых новостей? Последствиям коронавируса для китайской и мировой экономики был посвящен круглый стол в Москве, на котором выступили известные российские ученые.

Руководитель Центра экономических и социальных исследований Китая Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский отметил, что темпы прироста валового внутреннего продукта в КНР вполне могут сократиться в 2020 году, но было бы неправильно связывать подобные перспективы с влиянием коронавируса. «В 2019 году рост ВВП Китая составил 6,1%. Не исключено, что к концу нынешнего года этого показателя не удастся достигнуть. Но заболевание здесь ни при чем», - сообщил востоковед.

Эксперт отметил, что китайская экономика вполне жизнеспособна. «5-6% годового прироста она наберет. В первом квартале, разумеется, будет снижение показателей, но оно носит для этой страны сезонный и вполне предсказуемый характер. Ночь с 24 на 25 января – это Новый год по лунному календарю. На протяжении ближайших двух недель после праздника никто ничем не занимается. Идет распродажа товаров, оставшихся с 2019 года. Новые поставки начнутся примерно с апреля. К тому времени эпидемия вполне может пойти на спад. Не будем забывать, что в России число заболевших гриппом в пиковый период вполне сопоставимо с нынешними китайскими показателями», - подчеркнул А.Островский.

«Вспомним тревогу, возникшую в 2002-2003 годах, на фоне атипичной пневмонии. Тогда в средствах массовой информации нередко можно было встретить утверждения о предстоящем экономическом кризисе, который вдобавок будет осложнен вступлением Китая во Всемирную торговую организацию. Тем не менее, на исходе 2003 года прирост ВВП КНР по сравнению с предыдущим годом составил 9,8%», - заметил эксперт.

В то же время Андрей Островский отметил, что сильное негативное влияние паника, возникшая в связи с коронавирусом, окажет на туризм и спорт. Первые признаки этого уже есть, и они вполне объяснимы. Например, в Ухане отменен предолимпийский турнир по боксу. Но на основной объем торговли – энергоресурсы и сельское хозяйство – эпидемия повлиять не в состоянии.

Профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Алексей Маслов сообщил, что, судя по регулярно поступающим данным мониторинга, который ведется по заболеваемости коронавирусом, в настоящее время негативную тенденцию удалось переломить. Китайское руководство предпринимает жесткие меры по борьбе с эпидемией. Кроме того, в отставку отправлен ряд руководителей регионального масштаба, упустивших ситуацию из-под контроля. Ведется противодействие фейкам, распространяемым о ситуации в стране. Их число, особенно в социальной сети Twitter, ежедневно возрастает вдвое. Однако не стоит забывать, что регионы, закрытые в настоящее время на карантин, производили от 60 до 90% всей продукции Китая, составляя 65% ВВП страны. В этих условиях некоторые крупные компании могут пойти по пути диверсификации собственной деятельности, переориентировавшись на рынки других стран Азии. Кроме того, Пекину придется вносить коррективы в инициативу «Пояс и Путь», которая привязывает ключевые маршруты Евразии непосредственно к Китаю.

Главный советник руководителя Аналитического центра при Правительстве России Леонид Григорьев отметил, что китайская биржа своеобразна: колебания, происходящие там, практически не влияют, в отличие, например, от США, на реальное состояние экономики страны. Не будет серьезных последствий и для торговли энергоресурсами, поскольку Пекин очень гибко ведет покупки нефти, а Россия не слишком много экспортирует газа и угля. Поэтому связанные с возникновением вируса вынужденные ограничения (снижение курса юаня, закрытие ряда транспортных узлов, карантин) не приведут к серьезным потрясениям. «Я не вижу повода, чтобы инцидент в Китае послужил триггером для какого-либо масштабного кризиса, обычно сопровождаемого бешеной инфляцией, ростом процентных ставок и кризисом перенакопления. Ажиотажа нет», - отметил эксперт.

Научный руководитель Института экономики РАН, член-корреспондент РАН Руслан Гринберг в целом согласился с мнением своих коллег. «Для Пекина важнее всего сохранение объемов потребления и рабочих мест. Даже если темпы роста ВВП Китая упадут до 3%, никаких принципиальных изменений не произойдет», - подчеркнул он.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати