Стр. 169 - листалка

Упрощенная HTML-версия

Сентябрь, 2016
Девять дней одного года
163
На память приходит в том числе удивительная история святителя
Николая Японского, чей православный собор относится к числу глав-
ных достопримечательностей Токио, и его сподвижницы - японской
художницы Р.Ямаситы (написанная ею икона, которая была подарена
Николаю II, впервые экспонировалась в период проведения церемо-
нии открытия очередного Фестиваля российской культуры в Японии
в июне этого года), а также - если обратиться уже к XX веку - спа-
сение японских детей от эпидемии полиомиелита благодаря передаче
СССР Японии вакцины от этой болезни в 1960-х годах
1
.
В октябре нынешнего года есть повод вспомнить еще об одном со-
бытии, ставшем кульминационным для послевоенных отношений с
Японией. Речь идет, без преувеличения, об эпохальном визите премьер-
министра Японии И.Хатоямы в Москву 12-20 октября 1956 года.
В ходе этого визита был подписан документ, который до сих пор оста-
ется юридической основой для нынешних российско-японских отноше-
ний, - Совместная декларация СССР и Японии от 19 октября 1956 года.
Не касаясь политической стороны и современного значения этой
декларации, хотелось бы остановиться на ее историческом значении,
поскольку заложенный в этом документе потенциал доверия был,
есть и будет важнейшим достоянием в процессе построения подлин-
но партнерских отношений между Россией и Японией.
Вторая мировая война, как известно, завершилась подписанием
Акта о капитуляции 2 сентября 1945 года, под которым в том числе
стоит подпись представителя СССР К.Н.Деревянко.
С японской стороны акт был не только подписан уполномоченны-
ми правительства, но и консигнирован императором. Фактическая
точка была поставлена, однако для восстановления мира на Дальнем
Востоке де-юре потребовалось еще долгих шесть лет, пока не был за-
ключен Сан-Францисский мирный договор от 8 сентября 1951 года.
Советский Союз по ряду причин его не подписал. В результате со-
здалась уникальная ситуация, когда, с одной стороны, между СССР и
Японией юридически продолжало сохраняться состояние войны, а с
другой - Сан-Францисская система послевоенного устройства не мо-
гла фактически заработать без советского участия.
В частности, Япония по-прежнему не имела полной междуна-
родной правосубъектности, так как без согласия СССР не могла
стать членом ООН. Данная ситуация продолжалась еще пять лет.
При этом она, естественно, не отвечала интересам нашей страны и
Японии, но, судя по всему, вполне устраивала США, с которыми у