«Международная жизнь»
Руслан Дзарасов
98
не стало формо реинтеграции постсоветского пространства. При-
зыв Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева к созданию Ев-
рази ского союза, прозвучавши на его лекции в МГУ еще в марте
1994 года
2
, тогда не был услышан. Видимо, необходимо было про -
ти через период отрезвляюще конфронтации с Западом, чтобы
осознать жесткие реалии современного мира и понять, что выстоять
в нем можно только вместе. В начале 2000-х годов Россия, Казах-
стан и Белоруссия приняли новую повестку свое интеграционно
политики, предусматривавше последовательное создание Тамо-
женного союза (ТС), Общего экономического пространства (ОЭП)
и, наконец, Еврази ского экономического союза (ЕАЭС). Осенью
2011 года занимавши тогда пост премьер-министра РФ Владимир
Путин, а вслед за ним Президент Белоруссии Александр Лукашен-
ко и Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев изложили кажды
свое видение проекта Еврази ского союза в печати
3
. Лидеры трех
крупных государств постсоветского пространства сошлись во мне-
нии, что только тесная интеграция позволит обеспечить условия для
полноценно модернизации их экономик, повышения конкуренто-
способности на мировом рынке и уровня жизни населения, укрепит
безопасность данных государств.
Этот проект свидетельствует о негласном признании правящими
кругами трех стран негативных результатов радикальных рыночных
реформ начала 1990-х годов. В нем также проявилось осознание уяз-
вимости постсоветских государств в условиях разыгравшегося ми-
рового экономического кризиса и очевидного обострения междуна-
родных отношени . Начав коллективное движение к Еврази скому
союзу, лидеры трех стран посылали Западу недвусмысленны сигнал
о своем стремлении отстаивать более самостоятельную роль возглав-
ляемых ими государств в мирово экономике и внешне политике.
Курс на Еврази ски союз имел прямое отношение к судьбе Ук-
раины. Таможенны союз является главным торговым партнером
это страны. В условиях глубокого кризиса европе ско экономики
и фактическо закрытости европе ского рынка интеграция с евра-
зи скими партнерами представляет собо единственны реальны
путь к развитию и модернизации экономики Украины. Тем самым
открывалась де ствительная возможность вырвать страну из пут
дальне ше периферизации.
К сожалению, украински правящи класс оказался неспособен
выработать прагматически подход к защите национальных инте-