Стр. 24 - V (1)

Упрощенная HTML-версия

Сентябрь, 2015
Нет простых решений
23
ничению и сокращению ядерных и обычных вооружени . Чтобы
сделать ее безопаснее. А заодно углубить. Поскольку такие перего-
воры - проверенное, хотя и не признаваемое средство ремилитари-
зации политики и мышления.
Видимо, уже нереалистичен предлагавши ся Россие
второ
сценари - создание Союза Европы - общего человеческого эконо-
мического пространства от Владивостока до Лиссабона. Этот вари-
ант можно включить в общее договорно оформленное пространство
безопасности. Возвращению к такому варианту будет мешать нако-
пленное почти полное недоверие, санкции, последствием которых
будет долгосрочны подрыв доверия к Европе как надежному парт-
неру. Думаю, уже не про дет и «мягки » вариант общего экономи-
ческого пространства, также предлагавши ся Россие , - через на-
лаживание диалога и движение к интеграции ЕС и ЕАЭС. Сначала
Брюссель жестко отказывался его обсуждать. Даже поставил Украи-
ну перед выбором: или - или. Теперь, после катастрофы, о нем заго-
ворили. Но он нереализуем. Брюссель не сможет, даже если захочет,
сформировать консенсус, которы включал бы Польшу, Великобри-
танию, страны Балтии. А без него переговоры будут ни о чем.
К тому же качественно изменилась экономическая и политиче-
ская ориентация России. От преимущественно европе ско к евро-
азиатско . И эта переориентация не будет повернута вспять. В луч-
шем случае речь может и должна идти об оптимальном сочетании
двух ориентаци .
Континентальные европе цы, росси ские традиционалисты и
часть дипломатов обсуждают
трети
вариант. Условно «ОБСЕ
плюс». Он включает в себя реанимацию - правда неизвестно, кáк -
после двух десятилети политики по ее оскоплению - политическо
роли ОБСЕ, увеличение ее финансирования, создание в не посто-
янного антикризисного центра, института вооруженных миротвор-
цев, утверждение устава организации и предоставление е правово-
го статуса, больших прав ее генеральному секретарю.
Вариант может быть приемлемым на неки переходны период,
если он будет включать предоставление статуса постоянного не -
тралитета Украине и другим странам «серо зоны», оказавшимся
объектом геополитическо борьбы.
Но решением проблемы он стать, видимо, не может. Организация
имеет тяжелую институциональную традицию, была заточена на об-
служивание конфронтации. А когда последняя формально закончи-