Сентябрь, 2015
Небо над Стамбулом
139
воренностями в области воздушного сообщения, разработанными и
согласованными исходя из политических и коммерческих аспектов,
а также соображени безопасности обеих сторон.
Подписание Соглашения о воздушном сообщении (СВС)
1967 года между Правительством СССР и Правительством Турции
с маршрутно сетко из двух крупне ших городов от каждо сто-
роны, включая столицы, носило политически характер и пресле-
довало цель обеспечить развитие контактов между двумя странами
в период либерализации турецко внешне политики. Внешнепо-
литическо задаче Анкары являлась полноправная интеграция в
западное сообщество, и Турции был необходим быстры экономи-
чески рост, которы позволил бы вывести страну из регрессии и
в перспективе достичь необходимого экономического уровня раз-
вития для присоединения к ЕС. Налаживание контактов с Москво
могло служить рычагом возде ствия Анкары на западных партнеров
и их решение об оказании Турции финансово помощи без опасе-
ния вызвать недовольство со стороны НАТО (США подписали Со-
глашение о воздушном сообщении с СССР годом ранее).
Кроме того, за несколько месяцев до подписания соглашения рос-
си ская сторона открыла полеты по Транссибирско магистрали*,
обеспечивающе доступ к быстроразвивающемуся азиатскому рын-
ку, что было воспринято Турцие как заманчивая возможность для
расширения торгово-экономических связе . Согласно росси ско-ту-
рецким авиационным договоренностям 1987 года, турецки нацио-
нальны перевозчик «Туркиш Э рла нс» получил право выполнять
полеты по транссибирскому маршруту в Токио и Пекин в рамках
коммерческого (пульного) соглашения с «Аэрофлотом». В развитии
двусторонних авиационных связе это было значительным шагом
вперед, так как до этого турецки перевозчик (как, впрочем, и евро-
пе ские авиакомпании) мог выполнять полеты только в Москву.
Параллельно решался вопрос обеспечения безопасности воздуш-
ного сообщения над Черным морем. В 1988 году между Турцие и
СССР был подписан Протокол о порядке использования воздушного
пространства над Черным морем, а в 1991 году к договоренностям
присоединилась Болгария.
*
Транссибирская воздушная магистраль (ТСМ) - кратча ши воздушны путь из Западно Европы
на Дальни Восток и в Азию; на 2,5 тыс. км короче, чем трасса через Северны полюс, по которо
осуществляются полеты самолетов ряда иностранных авиакомпани США и ЕС в Восточную Азию.