Стр. 72 - V

Упрощенная HTML-версия

Сентябрь, 2014
Германские инвестиции в России
67
Работающая непосредственно в России фармацевтическая ком-
пания «Stada», для которой российский рынок является вторым по
важности после родного, немецкого, сообщила своим акционерам,
что из-за девальвации рубля по итогам первого квартала 2014 года
ее выручка упала на 13%. Слабостью российской валюты объясни-
ло руководство концерна «Adidas» падение своей прибыли на 6% в
первом квартале текущего года. В списке тех, кто уже в январе-фев-
рале 2014 года отмечал ухудшение условий ведения бизнеса в Рос-
сии, химический гигант «Henkel», создавший еще в 1990 году одно
из первых совместных предприятий в городе Энгельсе.
Продолжающееся падение продаж на отечественном авторынке
(на 6% за первые пять месяцев 2014 г.) по понятным причинам осо-
бенно беспокоит не только немецких производителей, но и руково-
дителей многих тесно связанных с автомобильной отраслью компа-
ний. VDMA, например, объясняет обвальное сокращение (на 60%)
портфеля заказов из России не только и не столько угрозой санкций,
сколько объективными экономическими причинами - спадом произ-
водства, колебаниями курса рубля, ухудшением финансового поло-
жения российских предприятий и т. д. Однако не все из того, что
происходит сегодня в сфере российско-германских торгово-эконо-
мических отношений, можно объяснить объективными причинами.
УКРАИНСКИЙ ФАКТОР
Согласно данным опроса, проведенного Восточным комитетом
немецкой экономики в июне текущего года среди топ-менеджеров
германских компаний, представленных на российском рынке, 60%
респондентов признали, что политическая напряженность, возник-
шая в отношениях между Россией и Западом в связи с кризисом
на Украине, негативно сказывается на их бизнесе. Они опасаются,
что ужесточение экономических санкций приведет к дальнейшему
ухудшению хозяйственной конъюнктуры в России (45%), возникно-
вению трудностей с финансированием новых проектов (25%), уси-
лению протекционистских тенденций в политике российских вла-
стей (20%), росту недоверия к иностранным инвесторам (10%).
Что касается отношения к экономическим санкциям в качестве
инструмента давления на Россию, то в целом оно в среде немецко-
го бизнеса довольно скептическое. 44% опрошенных считают, что