Стр. 59 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Владимир Оленченко
54
няка были бы евроскептики, а, соответственно, их представительст-
во в Европарламенте - значительно шире.
Что касается избирательных округов, то семь стран Евросоюза
проводят выборы в Европарламент по смешанной системе: часть
депутатов избирается по региональным округам, часть - по обще-
национальному округу. Большинство же стран Евросоюза избирают
евродепутатов по единому общенациональному округу. К примеру,
такой подход объясним для Испании, иначе в Европарламенте мо-
гла бы образоваться каталонская секция, для Эстонии, где русскоя-
зычное население проживает компактно и могло бы обеспечить себе
представительство в парламенте ЕС.
Вопрос «заградительного барьера» на евровыборах регулируется
регламентом Европарламента, который не позволяет устанавливать
его выше 5%. Именно этой цифрой руководствуется большинство,
хотя существуют страны, которые применяют 4-процентный барьер
(две страны) и даже 3-процентную (одна страна).
В целом этапы качественных изменений в избирательном праве,
общем для Евросоюза, свидетельствуют, что процесс его демократиза-
ции происходил трудно и заметно растянулся во времени. Так, прошло
22 года с момента подписания Римского договора (1957 г.), прежде чем
страны-члены пришли к согласию о прямых выборах в Европарла-
мент, которые в таком виде состоялись впервые в 1979 году. Затем по-
надобилось еще 24 года для того, чтобы позволить кандидатам изби-
раться на всей территории Евросоюза, а не только национальных, что
вступило в силу в 1993 году. Новый шаг демократизации был сделан
спустя 11 лет, то есть в 2014 году, когда выборы председателя Евроко-
миссии решено соотносить с результатами выборов в Европарламент.
По-прежнему, как отмечено выше, остаются неурегулированны-
ми под единый знаменатель вопросы избирательных округов, спи-
сков кандидатов, повсеместного допуска к выборам независимых
депутатов, ценза кандидатов и ценза избирателей. На этом фоне не
может не обратить на себя внимания систематическая критика со
стороны европарламентариев деятельности социально-обществен-
ных институтов в России.
Возникает ряд риторических вопросов. Принципиальным среди
них видится то, к какому стандарту призывают европарламентарии
придерживаться Россию, если не существует единого стандарта в
Евросоюзе. Резонно задать вопрос и о том, из каких традиций ис-
ходят еврокритики в своих поучениях. Любопытно, что критикуют