Стр. 175 - V

Упрощенная HTML-версия

Август, 2017
Йозеф Гурбан и культура славянских народов
173
Следует особо сказать о такой ценности, как Любовь, которая
пронизывает всю жизнь и творчество Й.Гурбана. Поскольку народ-
ный Дух органически связан с такой высочайшей ценностью, как
Любовь, то, естественно, народный Дух возникает, формируется,
развивается и передается от поколения к поколению именно благо-
даря Любви. Главным носителем Любви всегда была, есть и будет
женщина, женщина-мать, которая продолжает человеческий род,
рождая детей, и передает им Дух народа во всей его целостности.
Неслучайно апостол Павел говорил: «Любовь долготерпит, мило-
сердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гор-
дится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит
зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему
верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает,
хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразд-
нится… А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но лю-
бовь из них больше» (Первое послание к Коринфянам. Гл. 13).
Вот почему в жизни всех народов, всего человечества женщина
должна занимать особое, самое привилегированное положение как
живое вечное воплощение самых высших ценностей. Неслучайно
у христианских народов столь силен культ Пречистой Девы Марии,
Божьей Матери, Пресвятой Богородицы.
Творческое наследие Й.Гурбана имеет непреходящее значение
особенно в настоящее время, когда объединение европейских наро-
дов в Евросоюз не столько предоставило им национальную свободу
и независимость, сколько привело к утрате и свободы, и независи-
мости, увяданию национального духа, языка и культуры. Попытки
противостоять этому процессу со стороны некоторых мыслителей,
например Ф.Ницше, через конструкцию типа «сверхчеловека», яко-
бы противостоящего «среднему европейцу» (К.Н.Леонтьев) и «че-
ловеку-массе» (Х.Ортега-и-Гассет), приводили и приводят к еще
большей утрате культурной самобытности народов.
Неслучайно Л.Штур и Й.Гурбан обращали свои взоры к России,
великое будущее которой они связывали с судьбами всех славян-
ских народов, видя Россию как могучий центр притяжения славян,
их государств, культур при сохранении исторических традиций, ду-
ховной и культурной самобытности.
Революционная, практическая и теоретическая деятельность
Л.Штура и Й.Гурбана имела основной целью создание самых благо-
приятных условий для развития словацкого народа. Они мечтали о