Август, 2017
Арабский пасьянс
115
На фоне всего этого происходило переосмысление примене-
ния силы и в самом американском обществе. Сила - еще не гаран-
тия достижения результата, часто результат оказывается не таким,
как задумывалось. Вот почему известный американский полито-
лог Дж.Най, не отвергая право Америки наводить в мире порядок,
вместе с тем признал, что «вторжение и оккупация порождают не-
нависть и сопротивление, которые, в свою очередь, повышают из-
держки интервенции, снижают вероятность успеха и еще больше
подрывают поддержку активной внешней политики внутри стра-
ны»
10
. Невмешательство же Обамы на Ближнем Востоке местные
правители расценили однозначно: Америка уже не та, дает слабину,
отмахиваться от нее нельзя, но нужно и можно проявлять больше
самостоятельности. А Иран вообще всеми своими действиями де-
монстрировал, что ее не стоит бояться.
Трудно оценить еще формирующуюся ближневосточную полити-
ку Д.Трампа, но она в первых своих очертаниях напоминает «биз-
нес-политику»: заключим выгодные сделки, а уж потом будем раз-
бираться, насколько они политически продуктивны. В пользу этого
говорят результаты первой поездки американского президента в
КСА в мае этого года, в результате которой было заключено различ-
ных соглашений о сотрудничестве, по разным оценкам, на 280, а то
и на 350 млрд. долларов, из них только по линии министерств обо-
роны - на 110 млрд. долларов - объемы, которые и не снились иным
американским союзникам
11
. С другой стороны, свой первый зару-
бежный вояж Трамп совершил именно на Ближний Восток, где при-
нял участие во встрече лидеров ССАГПЗ на высшем уровне, а затем
в переговорах в расширенном формате, к которым присоединились
также руководители других арабских и исламских стран. Значит, ре-
гион не так уж американцам безразличен.
РОССИЙСКОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ
Россия не стремится проводить блоковую политику в регионе.
Во-первых, у нее нет привлекательной для арабских правителей
идеологии, она не может реализовывать сопоставимые с амери-
канскими программы экономической помощи. А во-вторых, госу-
дарства, с которыми она могла бы политически сблизиться (Сирия,
Иран), имеют слишком отрицательную репутацию на Западе, име-