Стр. 113 - V

Упрощенная HTML-версия

Август, 2017
Арабский пасьянс
111
скими демократиями. Американский эксперт Валид Фарес, имею-
щий ливанские корни, убежден в негативном отношении в странах
региона к так называемой западной демократии. За исключением
Ливана, Турции, Израиля и в некоторой степени Иордании, элиты
всех остальных стран резко критикуют то, что они называют «де-
мократией в западном стиле»
6
. «Регион слишком перенасыщен
идеями, идеологиями, борьбой за идентичность, наследственными
конфликтами, чтобы реформаторы и гуманисты могли возглавить
какое-либо из движений», - заключал специалист
7
.
Сегодня господствующим идейным течением на Арабском Вос-
токе стал исламизм. Говорить об исламизме как едином учении
можно лишь условно, равно как и нет какого-то общепризнанного
определения этому понятию. Скорее - это набор воззрений, счита-
ющих ислам не только религией, но и политической и социальной
системой, осуществление жизни по законам шариата. Современные
мусульмане должны вернуться к корням своей религии и воссоеди-
ниться в политическом плане. Исламизм вследствие этого имеет са-
мые разные проявления, политические течения - от умеренных до
экстремистских. При этом в нем прослеживаются постоянные по-
пытки как найти объединяющую идею, так и доминировать - то есть
считать свою школу главенствующей.
Исламизм в одном очевиден - это реакция на навязывание араб-
скому и мусульманскому миру в более широком контексте чуждых
идейных схем, реакция на внешнее вмешательство. На всякое дейст-
вие возникает противодействие. В свое время свержение американ-
цами М.Мосаддыка в Иране с последующей вестернизацией привело
к накоплению латентных протестов, выплеснувшихся наружу в виде
исламской революции. Образование запрещенного в России и многих
странах ИГ - это опять же следствие американской агрессии в Ираке,
попыток обустройства Ирака по американским лекалам. И неслучай-
но боевые отряды ИГ возглавили бывшие офицеры иракской армии,
которых бомбила и обстреливала самая передовая армия мира.
Многие лидеры государств выбирают исламизм (в умеренной
интерпретации) в качестве политической мысли, стремясь навести
мосты с себе подобными. Но в любом объединении есть некая до-
минанта: ведущие государства стремятся объединять вокруг себя
более мелкие. Другие считают себя ведущими, но их собратья при-
держиваются иного мнения. На сегодня, можно сказать, среди араб-
ских стран существуют два признанных центра силы - Египет как