Стр. 68 - V (1)

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Владимир Котляр
62
Что касается принципов территориальной целостности государств
и равноправия и самоопределения народов (включая их отделение),
а также соотношения этих принципов между собой, то этот вопрос
уже подробно разбирался правовым сообществом мира на рубеже
XX-XXI веков после агрессии стран НАТО против Югославии и от-
деления Косова. Кстати, недавно «теневой» бюллетень ЦРУ «Stratfor»
аккуратно поправил лидеров Запада, отметив, что именно действия
стран НАТО и Евросоюза явились первым нарушением миропоряд-
ка, установленного по окончании холодной войны, а не действия Рос-
сии на Украине в 2014-15 годах
7
, как безостановочно твердят лидеры
США, НАТО и ряда стран ЕС, включая обычно более рассудитель-
ную А.Меркель.
После обсуждения этой проблемы на ряде международных конфе-
ренций юристы мира пришли тогда к достаточно близкой точке зре-
ния для всех школ международного права. Она основана на солидной
правовой базе - общепризнанный характер этих принципов конста-
тируется, в частности, в ст. 1 и 2 Устава ООН, но более подробно их
содержание и соотношение между собой раскрывается в ряде других
международных документов, ставших частью обычного права
8
.
Сделанный тогда вывод гласил, что нормы международного пра-
ва, касающиеся принципа самоопределения народов, не поощряют
их отделение от материнского государства, они отдают приоритет так
называемому «внутреннему самоопределению», предполагающему
законодательное закрепление прав народов в рамках существующего
государства, в том числе путем создания конфедерации, федерации,
автономии или других форм самоуправления. Кроме того, доктрина
международного права как на Западе, так и в России признает, что если
законодательство материнского государства не предусматривает воз-
можности отделения, то в нормальных условиях вопрос о проведении
плебисцита по этому вопросу следует согласовать с правительством
этого государства. Однако одновременно этот вывод гласил, что
в од-
ном случае
международное право признает легитимным отделение на-
рода от материнского государства с созданием нового государства или
с вхождением в состав другого государства - это в том случае, если ма-
теринское государство не соблюдает в своих действиях принцип рав-
ноправия и самоопределения народов, а правительство не представляет
весь народ, проживающий на данной территории, и не обеспечивает
народу право свободно выбирать пути своего экономического, соци-
ального и культурного развития
9
.