Стр. 46 - V (1)

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Лев Клепацкий
40
дай бог, перерастет в стратегическое партнерство, а для Азиатского
региона выдвинута идея создания транстихоокеанского партнерства.
Любопытна поспешность, с которой США перешли к практической
реализации своих стратегий: с Евросоюзом ведутся интенсивные пе-
реговоры о создании зоны свободной торговли, отрабатываются ме-
ханизмы двустороннего взаимодействия.
Несмотря на протесты части деловых кругов и общественности
стран ЕС, его представители намерены подписать соответствую-
щее соглашение уже в 2015 году, не скрывая, что это надо сделать
не только по экономическим причинам: «Важнее являются страте-
гические аспекты»
23
. А комиссар ЕС Сесилия Мальмстрём раскры-
вает их суть: «Мы хотим определять для глобализации верные пра-
вила»
24
. Это надо делать совместно с США. «Это лучше, чем если
бы это делали Китай или Россия»
25
. Хорошая иллюстрация «консо-
лидированного понимания» западным сообществом своих страте-
гических целей. Не скрывается, что создание зон свободной торгов-
ли от Атлантики до Тихого океана является средством давления на
БРИКС. И хотя обе стороны заявляют, что эти правила будут учи-
тывать принципы международной торговли в рамках ВТО, на самом
деле речь идет о их подмене своими, к которым должны будут адап-
тироваться другие страны.
В рамках транстихоокеанского партнерства США, по сути дела,
намерены создать экономический блок для сдерживания Китая. Не в
силах нейтрализовать его возвышение и рассматривая его в качестве
основного экономического и военно-политического соперника в Азии
и мире в целом, США хотят добиться консолидации ресурсов для до-
стижения своих целей. Транстихоокеанское партнерство включает
12 стран (США, Канаду, Мексику, Японию, Австралию, Чили, Вьет-
нам, Малайзию, Сингапур, Новую Зеландию, Перу, Бруней). В со-
вокупности это 40% мирового ВВП. Состав довольно интересен:
первые три страны - члены зоны свободной торговли (НАФТА),
Австралия и Новая Зеландия входят в узкую группу в рамках запад-
ного сообщества, куда подключена и Япония.
Формула транстихоокеанского партнерства является по своей
сути и направленности конфронтационной. Ее реализация приве-
дет к расколу среди азиатских государств, торможению, а в послед-
ствии, возможно, и распаду интеграционных объединений в Азии
(АСЕАН, АСЕАН+3). Американское предложение торпедирует ин-
теграционные проекты АСЕАН: в 2013 году члены этой ассоциа-