Стр. 22 - V (1)

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Сергей Глазьев
16
деградацией остающегося научно-технического потенциала и нара-
стающим технологическим отставанием не только от передовых, но
и от успешно развивающихся стран. Среди последних особых успе-
хов добился Китай, руководство которого действует в соответствии
с упомянутой выше стратегией опережающего развития нового тех-
нологического уклада при одновременной модернизации традици-
онных отраслей на его основе.
Все «объективные» объяснения высоких темпов роста китайской
экономики ее изначальной отсталостью отчасти справедливы. Отча-
сти потому, что игнорируют главное - творческий подход китайского
руководства к выстраиванию новой системы производственных отно-
шений, которая по мере выхода китайской экономики на первое ме-
сто в мире становится все более самодостаточной и привлекательной.
Сами китайцы называют свою формацию социалистической, развивая
при этом частное предпринимательство и выращивая капиталисти-
ческие корпорации. При этом коммунистическое руководство Китая
продолжает строительство социализма, избегая идеологических кли-
ше. Они предпочитают формулировать задачи в терминах народного
благосостояния, ставя цели преодоления бедности и создания общест-
ва средней зажиточности, а в последующем - выхода на передовой в
мире уровень жизни. При этом они стараются избежать чрезмерного
социального неравенства, сохраняя трудовую основу распределения
национального дохода и ориентируя институты регулирования эконо-
мики на производительную деятельность и долгосрочные инвестиции
в развитие производительных сил. В этом общая особенность стран,
формирующих ядро азиатского цикла накопления капитала.
Вне зависимости от доминирующей формы собственности - госу-
дарственной, как в Китае или Вьетнаме, или частной, как в Японии
или Корее, - для азиатского векового цикла накопления характерно
сочетание институтов государственного планирования и рыночной
самоорганизации, государственного контроля над основными пара-
метрами воспроизводства экономики и свободного предпринима-
тельства, идеологии общего блага и частной инициативы. При этом
формы политического устройства могут принципиально отличаться
- от самой большой в мире индийской демократии до крупнейшей в
мире Коммунистической партии Китая. Неизменным остается прио-
ритет общенародных интересов над частными, который выражается
в жестких механизмах личной ответственности граждан за добросо-
вестное поведение, четкое исполнение своих обязанностей, соблю-