Стр. 141 - V (1)

Упрощенная HTML-версия

Август, 2015
История о том, как строился высотный домМИД
135
Тем не менее указание вождя проектировщики выполнили: на
крыше дома они решили установить бутафорский шпиль. Для это-
го, правда, пришлось вносить изменение в планировку пяти верх-
них этажей. Затем из листовой стали строители смонтировали сам
шпиль и окрасили его охрой под цвет здания.
Если смотреть снизу, только очень придирчивый наблюдатель
сейчас сможет заметить, что верхние этажи небоскреба, облицован-
ные керамикой, и шпиль слегка отличаются по цвету. Еще он уви-
дит, что здание на Смоленской-Сенной площади - единственная
высотка, шпиль которой не увенчан пятиконечной звездой. Ее деся-
тиметровый диаметр и внушительный вес опять-таки могли создать
дополнительную нагрузку на хрупкую конструкцию из тонкостен-
ной стали. Поэтому от звезды отказались - зато у архитекторов поя-
вилась возможность удлинить шпиль, что больше отвечало их ком-
позиционным соображениям.
Говорят, что «история со шпилем» будто бы имела продолжение.
После смерти вождя, заручившись поддержкой авторитетного ар-
хитектора М.В.Посохина, авторы мидовского дома пытались полу-
чить разрешение на демонтаж шпиля. Однако тогдашний советский
руководитель Никита Хрущев не пошел им навстречу и заявил:
«Шпиль должен остаться на месте и быть памятником великой глу-
пости товарища Сталина».
ПАРАДНЫЙ ВЪЕЗД
Величественный и монументальный, 172-метровый дом, широ-
ко развернутый в сторону Бородинского моста, потребовал карди-
нальной реконструкции прилегающих к нему территорий. Тогда же,
в 1950-х годах, у архитекторов, входивших в команду Владимира
Гельфрейха, родилась идея новой площади - «эспланады». По их за-
мыслу она должна была простираться от подножия МИД до набе-
режной Москвы-реки.
Проект предусматривал расширение Смоленской улицы до 150 ме-
тров у слияния ее с Садовым кольцом и до 120 метров - у Бородин-
ского моста. В таком случае главный фасад высотки раскрывался бы
к Москве-реке, а площадь доходила бы до Бородинского моста. Зна-
чит, не только с моста, но и от Киевского вокзала должна была откры-
ваться замечательная панорама с видом на мидовский небоскреб.