Стр. 139 - V (1)

Упрощенная HTML-версия

Август, 2015
История о том, как строился высотный домМИД
133
того времени. Он - один из трех главных авторов проекта Дворца
Советов. Кроме того, маститый архитектор строил Библиотеку име-
ни Ленина, Каменный мост и Главный павильон Всесоюзной сель-
скохозяйственной выставки (ВСХВ).
В 1947 году Гельфрейху поручили разработать проект высотного
дома МИД. Ему вместе с Михаилом Минкусом предстояло соста-
вить три варианта здания, «которые должны были отличаться друг
от друга и по композиционным приемам, и по архитектурному ре-
шению». Однако окончательный выбор не входил в их компетен-
цию. Кому принадлежало последнее слово - об этом можно только
догадываться. Представленный в правительство проект был утвер-
жден с небольшими поправками. К концу 1948 года проекты всех
восьми высоток были отмечены Сталинской премией. Беспреце-
дентный случай: авторы этих зданий получили премии не за гото-
вые постройки, а лишь за эскизные проекты.
Фантастически короткими были не только сроки проектирова-
ния, но и ход строительства. Уже в сентябре 1952 года высотка на
Смоленской-Сенной одной из первых вошла в строй. Почему же
на ее фасаде можно различить дату «1951»? Видимо, строители
торопились и надпись сделали в том году, когда стройка практиче-
ски завершилась.
В отличие от других сталинских высоток сооружение мидовско-
го дома шло новаторским методом - прежде всего в полную высоту
здания был смонтирован металлический каркас, а уже потом велось
бетонирование. Оно началось с последнего этажа, и по мере засты-
вания бетона опалубка спускалась на этаж ниже.
Так, шаг за шагом, строился этот небоскреб.
Выросшее в центре Москвы, там, где кончается Старый Арбат,
27-этажное здание - одно из лучших высотных сооружений. Его
авторам, писал Аркадий Мордвинов, возглавлявший в ту пору Ака-
демию архитектуры СССР, «удалось найти новый образ админи-
стративного здания и создать сооружение, соответствующее духу
нашего времени». Оно, по оценке специалистов, «отличается стро-
гими и сдержанными формами, целостной и органичной компози-
цией». Дом МИД выделяется еще и большим гербом, который был
смонтирован из железобетона на высоте 114 метров.
Справа и слева от входа - крупные обелиски из темно-серого
камня. За светлым фасадом, облицованным керамическими бло-
ками, скрывается «богатый» внутренний мир - стены из светлого