Стр. 88 - V

Упрощенная HTML-версия

Август, 2014
Афганистан и нетрадиционные угрозы для Центральной Азии
83
построения глобального халифата, включающего Центральную
Азию как свою составную часть.
Следует заметить, что в советское время ислам сохранялся в
двух формах: жестко контролируемой и зажатой властью офици-
альной религии и подпольного, неформального ислама. После рас-
пада СССР ислам, с одной стороны, стал использоваться руковод-
ством центральноазиатских республик как один из инструментов
создания новой идентичности. С другой - стал знаменем тех сил,
которые выступили за исламизацию государств как альтернатив-
ный избранному руководством этих стран путь развития. Как след-
ствие, ислам стал все шире использоваться для выражения про-
тестных настроений.
В начале 1990-х годов в рассматриваемом регионе стали появ-
ляться исламистские политические организации, в становлении
которых немалую роль сыграли внешние силы. Эти организации
содействовали процессу реисламизации, затронувшему в первую
очередь Узбекистан и Таджикистан. Пропаганде идей радикаль-
ного ислама активно помогали прибывавшие в Ферганскую доли-
ну зарубежные миссионеры, прежде всего из Саудовской Аравии.
В результате в Узбекистане появились такие радикальные орга-
низации, как «Адолат» и «Ислам лашкарлари». В Таджикистане
в качестве серьезной силы выдвинулась Партия исламского воз-
рождения, в 1992 году представителям которой удалось войти в
коалиционное правительство. Вскоре эта партия была отстране-
на от власти, а страна погрузилась в продолжительную граждан-
скую войну.
В Узбекистане представители радикального ислама попытались
стать одной из ведущих политических сил и даже сумели устано-
вить фактический контроль над некоторыми городами Ферганской
долины. Их деятельность была пресечена активными действиями
национального правительства. В 1996 году, уже в условиях подпо-
лья, исламисты создали Исламское движение Узбекистана (ИДУ) с
целью построения в стране исламского государства силовым путем.
При этом боевики ИДУ стали использовать опыт, приобретенный
ими в ходе гражданской войны в Таджикистане.
Помимо этого, в регионе начала действовать транснациональная
партия «Хизб ат-Тахрир аль-Ислами» (Исламская партия освобо-
ждения), которая поставила цель создания исламского халифата. На
словах указанная партия заявляла о своей приверженности мирным