Стр. 85 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Владимир Евсеев
80
вооруженными силами (ВС), не должен испытывать внешней угро-
зы. Однако это не так ввиду существенной внутренней нестабиль-
ности. В этих условиях опасность представляет даже экспорт идей
радикального ислама, не говоря уже о проникновении в страну хо-
рошо вооруженных и подготовленных групп боевиков.
До августа 1998 года узбекское руководство не испытывало пря-
мой угрозы со стороны Афганистана. Этому способствовало то об-
стоятельство, что для Узбекистана буферной зоной служили тер-
ритории, которые контролировались Объединенным исламским
фронтом спасения Афганистана (Северным альянсом). Однако вы-
ход талибов на узбекско-афганскую границу вынудил Ташкент от-
казаться от жесткого курса в отношении движения «Талибан» и по-
служил одной из причин сближения с Вашингтоном. В частности,
Узбекистан согласился разместить американскую военную базу в
Ханабаде, что, как отмечает И.Александров из российского Центра
геополитических экспертиз, стало рассматриваться как гарантия ре-
гиональной безопасности от внешнего врага (Афганистана) и вну-
треннего исламистского экстремизма
3
.
К середине 2000-х годов движение «Талибан» смогло восста-
новить свои силы и стало наносить все более ощутимые удары
по войскам США и их союзников в Афганистане. Как следствие,
в Ташкенте стали сомневаться в способности Вашингтона решить
афганскую проблему. Трагические события в мае 2005 года в Ан-
дижане только ускорили процесс сближения с Россией и Китаем.
Оборотной стороной андижанской проблемы стал уход осенью
2005 года из Ханабада 1,5 тыс. американских военнослужащих.
Спустя несколько лет вектор внешней политики Узбекистана
вновь изменился: он стал искать пути решения афганской пробле-
мы на основе сотрудничества с НАТО. По-видимому, и это решение
носит временный характер, что станет понятно после 2014 года.
В любом случае афганская проблема по-прежнему для Ташкента со-
храняет свою актуальность.
Среди других государств Центральной Азии общую границу с
Афганистаном имеет только
Туркменистан.
До середины 1990-х
годов его безопасность с южного направления обеспечивала Рос-
сия. Позднее основной вектор внешней политики Ашхабада был
перенаправлен в сторону США. Это, наряду с другими действиями
туркменского и российского руководства, привело к сворачиванию
двустороннего сотрудничества в военной сфере и области охраны