Стр. 61 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Александр Фролов, Равиль Мустафин
56
и мусульмане. Сегодня такими же виновниками хотят представить
шиитов, дескать, виновных в отсталости, дикости, нерешенности
палестинской проблемы, стремлении узурпировать власть и даже в
отсутствие зачатков демократии. Ладно бы эти обвинения исходили
от лидеров западного мира, но они исходят от абсолютных монар-
хий Персидского залива - суть автократических режимов, которые с
жестокостью подавляют любые, даже самые робкие попытки демо-
кратических преобразований.
Противоречия между суннитами и шиитами были всегда, еще с
VIII века, когда после смерти пророка Мухаммеда произошло раз-
деление на две ветви. Среди некоторых суннитов, составляющих
порядка 85% мусульман, бытует высокомерное мнение о некой не-
полноценности шиитов. Исторически суннитско-шиитские проти-
воречия то обострялись, выливаясь в кровавую резню, то затихали,
сменяясь периодами примирения. Нередко сунниты и шииты объе-
диняли свои усилия, чтобы противостоять общему внешнему врагу,
имели вполне добрососедские отношения и даже верой и правдой
служили правителям, представлявшим другое течение ислама.
В ходе начавшейся в 1975 году гражданской войны в Ливане
расклад сил кардинально менялся не раз. Была, по сути, война всех
против всех. Наиболее влиятельные группировки время от време-
ни меняли своих союзников, возникали новые блоки. Алавитское
руководство Сирии на разных этапах поддерживало то ливанских
шиитов, то суннитов, то палестинцев и даже христиан-маронитов.
Я не говорю о политических вывесках и лозунгах. Друзы из клана
Джумблатов, действовавшие одно время как союзники сирийцев,
потом оказались с ними по разные стороны баррикад. Но часто ли-
ния конфронтации проходила даже внутри одной конфессии, на-
пример христиан-маронитов (вражда кланов Шамунов и Франжье).
То есть выбор союзников/противников определялся не столько ре-
лигиозной неприязнью, сколько военными, политическими и ины-
ми интересами по сохранению господствующих позиций в финан-
сах, политической системе.
Связь нынешнего обострения противоречий с «арабской вес-
ной» есть. Действительно, пока существовал некий статус-кво, пока
у власти в ряде арабских стран находились авторитарные режимы,
контролировавшие ситуацию и жестко пресекавшие проявления не-
довольства со стороны отдельных конфессий, например шиитов в
Ираке или суннитов в Сирии, они внешне не проявлялись. Стоило