Стр. 58 - V

Упрощенная HTML-версия

Август, 2014
Ближний Восток: традиции и трансформации
53
были и в соседнем Ливане: там считали, что сирийцы ведут себя,
как в своей вотчине. Тем не менее о роли светской оппозиции мож-
но сказать словами Глеба Жеглова из известного фильма: «Их номер
шестнадцатый». Они участвовали в инициировании процесса, но
скоро его основу составили радикальные исламисты, в том числе и
члены «Аль-Каиды».
А.Фролов:
Сирийская революция имеет еще одно коренное
отличие от иных революций тем, что она продолжается больше
двух лет, Асад не свергнут, хотя чаша весов колеблется. Выскажу
свою догадку: поскольку в распоряжении противников режима
больше финансовых и медийных средств, включая «Аль-Джази-
ру» и западные СМИ, то трактовка успехов-неуспехов на поле боя
явно в пользу вооруженной оппозиции. И моральное давление на
сторонников режима сильнее. Тем не менее… Сейчас практически
невозможно понять, на чьей стороне успех. Но режим цел, демон-
стрирует стойкость. Вообще, я бы не стал именовать противников
режима вооруженной оппозицией. Оппозиция - это все-таки что-
то мирное, использующее парламентские средства.
Р.Мустафин:
Но как только в Сирию, в основном через ту-
рецкую границу, хлынули вооруженные отряды, состоявшие глав-
ным образом из террористов и экстремистов, как только они на-
чали убивать без разбору, сеять страх и отвращение, как только
полились реки крови, многие сирийцы, даже те, кто глухо роптал,
сплотились вокруг Асада. Нечто подобное было и в Ираке, еще
в 1991 году, когда американцы сначала полтора месяца бомбили
Ирак, стирая его в порошок, а потом вторглись в страну. Перед ли-
цом внешней агрессии люди сплачиваются в том числе и вокруг
правителей. Это обычное дело.
В Сирии стали формироваться отряды из числа гражданского
населения, для того чтобы защитить себя от физического уничто-
жения. Вопрос встал о выживании миллионов сирийцев и тех, кто
поддерживал Асада, сторонников и членов правящей партии, и тех,
кто не очень его любил. Они увидели в нем силу, способную проти-
востоять этому беспределу. В Сирии живут не только алавиты, но
и шииты, сунниты, христиане. Перед лицом смертельной опасности
они забыли о своих межконфессиональных противоречиях. Асад в
некотором смысле стал символом, объединяющим народ.