Стр. 144 - V

Упрощенная HTML-версия

Август, 2014
Первая мировая война: кто воевал за Россию
139
номического и культурного развития, встал вопрос: как управлять?
По-европейски, то есть по схеме «метрополия - колония», или по-
азиатски - слияние национальных окраин собственно с территорией
империи. Был избран второй путь.
Обратите также внимание на то, что великорусский этнос по
мере расширения ареала своего расселения никогда не поглощал
другие народы. Все народы и народности, проживавшие на терри-
тории России, сумели сохранить свою национальную идентичность
вплоть до сегодняшнего дня. В этой связи можно задать вопрос, на-
пример, нынешнему Президенту Франции Ф.Оланду: куда делись
проживавшие на территории Франции бретонцы и провансальцы?
Почему гасконцы остались лишь на страницах исторических рома-
нов Александра Дюма? Незавидной оказалась и судьба североаме-
риканских индейцев, но это уже тема для отдельного разговора.
«Международная жизнь»:
Приведите, пожалуйста, приме-
ры, подтверждающие принципиально иные цивилизационные векто-
ры развития России по сравнению с другими империями.
Ю.Булатов:
За примерами, как говорится, далеко ходить не
надо. На рубеже XIX-XX веков в исторической науке при оценке
взаимоотношений западноевропейских империй со своими колони-
ями появилась очень емкая характеристика этих процессов - «за ка-
питалом следует флаг». В первую очередь речь шла об экономиче-
ском проникновении западных держав в перспективные с их точки
зрения районы Азии и Африки, а затем и политическом закрепле-
нии за собой этих территорий в статусе колоний или полуколоний.
Схема вхождения новых территорий в состав России была принци-
пиально иной: сначала водружение флага, то есть закрепление дан-
ной территории в составе России, а потом уже экономическое осво-
ение этих национальных районов.
Промышленный переворот в России в XIX веке также продемон-
стрировал принципиально иную схему развития капитализма в Рос-
сии. Если на Западе первоначально создавалась производственная
инфраструктура (фабрики и заводы), а затем и транспортная сеть
(железнодорожное строительство), то у нас эти процессы развива-
лись в обратном направлении.
Сейчас чрезвычайно актуальна тема, связанная с первыми по-
пытками формирования гражданского общества в России в период