Стр. 104 - V

Упрощенная HTML-версия

99
Август, 2014
Прощай, Германия?
Там привыкли воспринимать ее как
самостоятельную державу, которая
вслед за США и Китаем занимает
третье место по удельному весу в ми-
ровой экономике.
Германия стала в последнее время
интересоваться возможными кон-
тактами со странами БРИКС, что,
конечно, вызывало особое подозре-
ние в Белом доме. Украина, как это
ни парадоксально звучит сегодня,
была идеальной площадкой для но-
вого типа сотрудничества Германии
с Россией и другими странами СНГ,
если бы Берлин мог трезво и само-
стоятельно оценить предложение о
трехсторонних переговорах между
Россией, ЕС и Украиной накануне
украинского кризиса.
Казалось бы, независимая позиция
Германии, которую та заняла в от-
ношении военных действий НАТО
против Ирака в 2003 году, давала
надежду на то, что волевые качества
Меркель не уступают твердости духа
Шрёдера. Однако это оказалось не
так, и сегодня Германии надо подсчи-
тывать не количество миллиардов,
которые она, несомненно, потеряет
в результате санкций, и даже не сот-
ни тысяч потерянных рабочих мест в
Германии и ЕС, но, возможно, опла-
кивать потерю своего исторического
шанса: стать полноценным и незави-
симым мировым лидером с правом
собственного голоса.
То, что политика «есть самое концен-
трированное выражение экономики»,
- лозунг, как показывает история, бо-
лее чем спорный, но бесспорно то,
что экономика стала рычагом гло-
бального политического давления
практически на всех партнеров и
противников, «своих» и «чужих».
Если сегодня мы говорим об объ-
явленных санкциях против России,
то это не значит, что за кулисами
не работает система «незадеклари-
рованных» санкций, или угроза их
применения, которыми обменива-
ются союзники и так называемые
«друзья».
Неожиданный крен в сторону амери-
канской политики мог быть вызван
разными причинами, но одна из них
бросается в глаза больше других. На
протяжении последних лет Германия
добивалась наибольшего профицита
торгового баланса по отношению к
США и Великобритании, достигавше-
го в иные годы почти 20%. Не исклю-
чено, что Вашингтон и Лондон дали
недвусмысленно понять Берлину, что
не преминут использовать «скры-
тые» экономические санкции на сво-
их рынках, для того чтобы Германия
стала сговорчивее в вопросе давления
на Россию. Отказ Вашингтона выдать
значительную часть золотого запаса
Германии, ограничившись жалкими
10%, был далеко не единственным, но
достаточно значимым сигналом. Ведь
золотой запас - это не только гарантия
для немецкой промышленности, но в
определенной степени финансовый
стабилизатор объединенной Европы,
обеспечивающий ведущую роль в ней
Германии.
Кэмерон в категорической форме не-
однократно высказывал претензии по
поводу доминирования германского
экспорта на внутренних рынках ЕС,
чему он грозился положить конец,
подняв бунт внутри Союза. При этом