«Международная жизнь»
Владимир Петровский
90
официально признанных ядерных держав в сфере разоружения и в
вопросах глобальной стратегической стабильности во многом пре-
допределила эрозию международных режимов нераспространения
и усилила интерес целого ряда стран, преимущественно развиваю-
щихся, к обретению ядерного потенциала.
«Попытки любыми средствами продвигать модель односторонне-
го доминирования… привели к разбалансировке систем международ-
ного права и глобального регулирования, а значит, есть угроза, что
конкуренция - политическая, экономическая, военная - может стать
неуправляемой», - отметил Президент России Владимир Путин, вы-
ступая на заседании Международного дискуссионного клуба «Вал-
дай». Он добавил, что это может привести к «вероятному закату си-
стемы нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ)» и
новому витку гонки вооружений
1
.
Действительно ли нам грозит «закат» режима ядерного нера-
спространения, как его предотвратить и что могут сделать для это-
го региональные международные организации, включая Шанхай-
скую организацию сотрудничества (ШОС)?
Одно из очевидных направлений последних лет - усиление регио-
нальной тенденции в обеспечении режима ядерного нераспростране-
ния. Она носит диалектический характер: с одной стороны, универ-
сальный характер Договора о нераспространении ядерного оружия
(ДНЯО) требует единых глобальных стандартов верификации и
контроля, с другой - статья VII договора предусматривает право лю-
бой группы государств-участников заключать региональные соглаше-
ния с целью запрещения или ликвидации ядерного оружия.
Перспективы укрепления режимов нераспространения связаны
с инициативами заинтересованных региональных держав по совер-
шенствованию и укреплению существующих элементов режима, ко-
торый не сводится к ДНЯО, при всей его важности в деле ядерного
нераспространения, но также включает в себя механизмы многосто-
ронних инспекций Международного агентства по атомной энергии
(МАГАТЭ), Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испы-
таний (ДВЗЯИ) и других соглашений по ядерному разоружению, а
также создание субрегиональных и региональных зон, свободных от
ядерного и других видов оружия массового уничтожения.
Поэтому нельзя не заметить, что для ШОС, вступившей в каче-
ственно новый этап своего развития ввиду присоединения к орга-
низации новых членов, возникают новые вызовы в сфере ядерного