Июль, 2016
Абхазия: зона отчуждения или роста?
71
Бюджет Абхазии дотируется российской стороной, и с учетом
этой дотации ситуация выглядит лучше. В пересчете на душу насе-
ления в своей доходной части он все равно уступает российскому.
Если в России в 2016 году он составлял порядка 1,5 тыс. долларов
на человека, то в Абхазии около 850 долларов. Отсюда невысокий
уровень зарплат, которые в среднем составляют 8-10 тыс. рублей в
месяц, и еще ниже уровень пенсий - 1000-1200 рублей.
Понятно, что прожить на такие деньги невозможно, и люди за-
рабатывают, как могут, в том числе и на гостеприимстве. Систе-
ма сбора налогов не отлажена. В России пережили период оплаты
труда в конвертах, убедились в неэффективности и архаичности, с
точки зрения государства, этой формы заработка. Так, например,
обнаружилось, что в гостинице не дают квитанций. Правда, в Су-
хуме в центральных магазинах можно расплатиться не наличны-
ми, а банковской карточкой. Хотя местные жители говорят, что за
каждую операцию снимается комиссия более 10%. Приезжающим
приходится обналичивать деньги в Сочи. В Абхазии налоговая сис-
тема работает также непродуктивно, не принося пользы ни кредит-
но-банковской системе, ни системам здравоохранения, образования,
социального обеспечения, правопорядка. Она же тормозит развитие
и оснащение Вооруженных сил Абхазии.
На самом деле проблема много серьезнее. Сегодня туризм спо-
собен давать отдельным, даже много бóльшим по территории и
населению, нежели Абхазия, странам до четверти, а то и до трети
ВВП. В Абхазии же в основном наблюдается дикий туризм. При-
родные красоты, ласковое море и невысокие цены нивелируются
невысоким качеством гостиничного хозяйства, которое находится в
очевидном упадке, отмечено отсутствием должного обслуживания
и неразвитостью туристской инфраструктуры, равно как и сложно-
стью и длительностью трансфера из Сочи или Адлера. Аэропорт в
Сухуме не работает, хотя специалисты говорили мне, что его взлет-
но-посадочная полоса лучше и расположена намного удобнее, неже-
ли в соседнем Адлере. Срок окончания восстановительных работ не
обозначен. А ведь аэропорт - это ворота страны. Ужасное впечатле-
ние произвело и некогда блиставшее красотой, а ныне разрушенное,
с пустыми глазницами окон здание железнодорожного вокзала сто-
лицы. Это тоже ворота страны, ее визитная карточка и по большо-
му счету его нужно восстанавливать в первую очередь, но для этого
опять же не хватает бюджетных средств.