Стр. 139 - V

Упрощенная HTML-версия

Июль, 2016
Расследование югоосетинского кризиса 2008 года...
133
представители грузинских вооруженных сил. Даже этот пункт обви-
нения может исчезнуть из окончательного обвинительного заклю-
чения либо по формальным соображениям (осуществление эффек-
тивного уголовного преследования в России), либо в силу активно
продвигаемого грузинской стороной и поддерживаемого некоторы-
ми «экспертами»
3
тезиса о том, что российские миротворцы яко-
бы потеряли право на защиту по международному гуманитарному
праву, приняв прямое участие в вооруженных действиях на стороне
югоосетинских сил. Пока в запросе прокурора МУС по этому пово-
ду говорится следующее: «Несмотря на усилившуюся со временем
некоторую двойственность, имеющаяся информация указывает, что
Смешанные силы по поддержанию мира [ССПМ] соответствовали
критерию миротворческой операции в соответствии с Уставом ООН
и, следовательно, имели право на защиту как гражданские лица».
Однако в решении Палаты предварительного производства от 27 ян-
варя отмечается, что по поводу статуса миротворцев «целый ряд во-
просов остается открытым».
Все остальные военные преступления (умышленное убийство,
уничтожение имущества неприятеля, разграбление, нападение на
миротворцев и т. д.) и преступления против человечности (убийст-
во, депортация или насильственное перемещение и преследование
гражданского населения и т. п.) вменяются югоосетинским силам,
якобы действовавшим в рамках целенаправленной кампании по из-
гнанию этнических грузин из Южной Осетии «с целью разорвать
оставшиеся связи с Грузией и достичь полной независимости». По
оценкам прокурора МУС, в результате «августовской войны» насе-
ление этнических грузин, проживающее в зоне конфликта, сократи-
лось на 75% (от 51 до 113 этнических грузин погибли, от 13 400 до
18 500 - были насильственно перемещены, 5 тыс. домов этнических
грузин разрушено).
Прокурор МУС не исключает, что после завершения расследо-
вания представителям грузинских и российских вооруженных сил
будут предъявлены и другие пункты обвинения, в частности в не-
избирательном и непропорциональном применении силы против
гражданских лиц и объектов. В намерения Ф.Бенсуда также входит
проверка сообщений о якобы имевших место случаях «сексуального
или гендерного насилия». Однако на данном этапе она считает до-
ступную информацию об этих преступлениях ограниченной, необъ-
ективной или непроверенной.