Стр. 123 - V

Упрощенная HTML-версия

Июль, 2016
Мьянманская перестройка: причины, проблемы, перспективы
117
1980-1990-х годов. Тогда оба они оказались в непростом и сходном
положении в международном сообществе. Китай - из-за событий на
площади Тяньаньмэнь в 1989 году, Мьянма - после военного перево-
рота 1988 года и отказа военного режима признать результаты пар-
ламентских выборов 1990 года, большинство на которых завоевала
гражданская оппозиция. До последнего времени Китай - главный тор-
гово-экономический партнер Мьянмы и главный иностранный инве-
стор в этой стране. На Китай приходится 42% иностранных инвести-
ций в 33,67 млрд. долларов, поступивших в мьянманскую экономику
в период 1988-2013 годов, а также 60% импорта вооружений и боевой
техники для мьянманских Вооруженных сил
13
.
Мьянма служит также воротами Китая в Индийский океан. Китай
очень зависит от поставок нефти, прежде всего из стран Персидского
залива и африканских государств - на их долю приходится основная
часть нефтегазового импорта КНР. Прежде эти поставки шли исключи-
тельно по Индийскому океану через узкий Малаккский пролив, кото-
рый может быть легко перекрыт базирующимися в регионе кораблями
Седьмого флота ВМС США. Сейчас же протянутые через территорию
Мьянмы трубопроводы дают Китаю прямой доступ к Индийскому
океану. Так, в 2013 году был введен в строй газопровод с пропускной
способностью в 12 млрд. кубометров, по которому газ с мьянманско-
го месторождения Шве у побережья национальной области Ракхайн
поставляется в китайскую провинцию Юньнань. А в январе 2015 года
заработал принадлежащий китайской компании «CNPC» нефтяной
терминал в глубоководном порту Чаукпью в национальной области
Ракхайн. По магистральному нефтепроводу протяженностью 771 км,
проложенному от этого терминала в Китай параллельно ранее постро-
енному газопроводу, может транспортироваться до 400 тыс. баррелей
нефти в сутки, что в годичном исчислении составляет около 8% импор-
тируемой в Китай нефти
14
.
Проекты не только сократили издержки по транспортировке ближ-
невосточных и африканских углеводородов за счет уменьшения пути
доставки на тысячи километров, но и сделали этот процесс более без-
опасным. Также развитие транспортного коридора через Мьянму по-
зволило Китаю решать и иные задачи, например развития внутренних
провинций страны, не имевших раньше выходов к океану, а следова-
тельно, на внешние рынки. Английский журнал «Дипломат» сообщал
в январе 2016 года, что Китай намерен использовать порт в Чаукпью
не только для приема крупных судов по перевозке сжиженного газа,