Стр. 46 - V (1)

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Анна Коротина
44
пенное усиление СНГ, оказались завышенными. Одна из причин
- трудности с налаживанием прежде всего интеграционных схем в
рамках всего Содружества.
Что касается программы военно-политического сотрудничества,
то созданный механизм в лице международной региональной струк-
туры - Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)
достаточно надежно справляется с этой задачей. Важнейший фактор
ее успеха - широкий состав участников: Россия, Кыргызстан, Ка-
захстан, Таджикистан, Армения и Белоруссия. Военный компонент
ОДКБ предназначен исключительно для защиты государств-союз-
ников от внешней агрессии третьих сил. Кроме того, ОДКБ борется
с незаконным оборотом наркотиков, противодействует терроризму,
участвует в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Следует особо отметить (с учетом разногласий с Западом в свя-
зи с ситуацией на Украине), что Россия никогда не позиционирова-
ла себя противником Евросоюза, не считала, что наши собственные
объединительные процессы являют собой нечто противоречащее
или противодействующее европейской интеграции.
Формируя Таможенный и Евразийский экономический союзы
со своими соседями, Россия выступила за участие в этих ассо-
циациях Украины, что обеспечивало бы ей помимо прочего силь-
ную и стабильную экономику. Но, видимо, переговоры с Киевом
запоздали - Украина уже привязала себя к мысли о возможной ас-
социации с ЕС.
Кое-где бытующее мнение, будто Москва в разразившейся укра-
инской катастрофе стремилась во что бы то ни стало не допустить
вступления Украины в ассоциированные члены ЕС, никак не соот-
ветствует политико-исторической истине.
Украинская трагедия, произошедшая на земле одной из трех
стран - инициаторов замены СССР Содружеством независимых го-
сударств, безусловно, стала самым опасным кризисом СНГ. Нано-
сится серьезный удар по концепции и практике интеграции на пост-
советском пространстве. Конечно, как уже отмечалось, и до этой
трагедии центр тяжести в работе по ряду направлений все больше
переносился на двусторонние связи между членами СНГ или на те
страны, которые особо заинтересованы в развитии интеграционных
процессов, - Россию, Белоруссию, Казахстан.
С точки зрения анализа и истины важно обратить внимание на
некоторые исторические обстоятельства, которые дополнительно