Стр. 133 - V (1)

Упрощенная HTML-версия

Июль, 2015
Франция и хельсинкский Заключительный акт
131
противоречило французской концепции СБСЕ, согласно которой все
участники совещания должны были действовать от своего имени.
Вдобавок к этому, Франция, давно и достаточно успешно разви-
вавшая торговое сотрудничество со странами СЭВ, опасалась, что в
результате признания ЕЭС странами социалистического лагеря возра-
стет конкуренция в торговле между Востоком и Западом, а экономи-
ческие позиции ФРГ еще больше укрепятся. Таким образом, Франции
была более выгодна прежняя, двусторонняя практика развития эконо-
мических контактов со странами Восточной Европы. Также отметим,
что переговоры между ЕЭС и СЭВ неизбежно повышали роль Комис-
сии европейских сообществ в СБСЕ и усиливали наднациональную
составляющую европейской интеграции, против чего Франция после-
довательно выступала при де Голле и Помпиду.
Все выше перечисленное предопределило достаточно пассивную по-
зицию Франции в переговорах по второй «корзине». За два года дискус-
сий французская делегация не выступила со значительными инициати-
вами, довольствуясь, скорее, ролью арбитра между странами Западной
и Восточной Европы. Итоговый результат по второй «корзине» для Па-
рижа был удовлетворительным. Из всего текста Заключительного акта
экономический раздел характеризуется наименьшей конкретностью.
Если в обсуждении вопросов из второй «корзины» Франция заня-
ла пассивную позицию, то в решениях по третьей «корзине» Париж
сыграл едва ли не решающую роль. Именно Франция выступила ос-
новным инициатором выделения культурных и гуманитарных аспек-
тов в отдельный пункт повестки конференции. Как уже отмечалось,
французская концепция СБСЕ строилась на попытке сочетания сло-
жившейся в Европе ситуации с динамикой развития международных
отношений, то есть с разрядкой. Динамика как раз была заложена в
третьей «корзине». Министр иностранных дел Франции Мишель Жо-
бер говорил, что «СБСЕ - это разрядка на практике»
14
.
Еще до начала предварительной части СБСЕ среди западных стран
существовало несколько предложений по тактике поведения. В част-
ности, США и Нидерланды выступали за то, чтобы изначально тре-
бовать от СССР обсуждения широкого спектра вопросов культурного
и гуманитарного характера, а также защиты прав человека на конфе-
ренции. Французская делегация, опасаясь резко негативной реакции
Москвы в случае преждевременного обсуждения этих тем, настаивала
на постепенном «вбрасывании» различных аспектов культурного и гу-
манитарного сотрудничества в повестку конференции. Разработанная