«Международная жизнь»
Александр Лукин
88
декларирует европейские ценности - демократию, права человека,
рыночную экономику и т. п., то в чем будет особенность, ниша Ев-
разийского союза, чем, кроме чисто экономических интересов, он бу-
дет привлекать к себе новых членов? Это особенно важно, так как,
согласно словам российского Президента В.В.Путина, «Евразий-
ский союз - это открытый проект. Мы приветствуем присоединение
к нему других партнеров, и прежде всего стран Содружества. При
этом не собираемся кого-либо торопить или подталкивать. Это долж-
но быть суверенное решение государства, продиктованное собствен-
ными долгосрочными национальными интересами»
3
.
С одной стороны, как отметил В.В.Путин, «Евразийский союз будет
строиться на универсальных интеграционных принципах как неотъ-
емлемая часть Большой Европы, объединенной едиными ценностями
свободы, демократии и рыночных законов»
4
. С другой - необходима и
некая специфика, которая сделала бы подключение к евразийской ин-
теграции более предпочтительным, чем прямая ориентация на ЕС.
Многие в Центральной Азии и некоторые в России пытаются най-
ти идейные основания для нынешней евразийской интеграции в ста-
рой концепции евразийства. Эта идея возникла за пределами СССР
среди эмигрантов из советской России в 20-30-х годах ХХ века. Как
и славянофилы до них, евразийцы (Н.С.Трубецкой, П.Н.Савицкий,
Г.В.Флоровский и др.) говорили об особом характере русской циви-
лизации, ее непохожести на европейскую. Однако если славянофилы
подчеркивали славянское единство, его исключительность и проти-
вопоставляли европейскому индивидуализму коллективизм русской
крестьянской общины, то евразийцы провозглашали близость рус-
ских не к западным славянам, а к степным тюркоязычным народам
Центральной Азии (они называли их туранскими).
Сегодня эта довольно сомнительная теория популярна не только
среди сторонников азиатского вектора развития России, но и в Ка-
захстане, Киргизии и других государствах Центральной Азии, где
живут потомки так называемых «туранцев». По мнению евразийцев,
туранской цивилизации свойственны особые, отличные от европей-
ских политические и экономические формы. По сути, они говори-
ли об авторитаризме в политике (чем если и не оправдывали, то, по
крайней мере, объясняли победу большевистской диктатуры в Рос-
сии) и сочетании частной собственности с активной ролью государ-
ства в экономике (в отличии от всеобщего огосударствления боль-
шевиков и необузданного рынка Запада). Многие из них осуждали