«Международная жизнь»
Михаил Камынин
34
привлекли повышенное внимание абонентов - ведь частное пользо-
вание мобильниками на Кубе разрешили лишь за два года до этого.
Подкупало и то, что новая мобильная платформа позволяла обме-
ниваться сообщениями внутри сети совершенно бесплатно. Кроме
того, параллельно с рассылками в Интернете появился портал, через
который на «Сунсунео» мог подписаться любой желающий. Была от-
крыта и соответствующая страничка в «Фейсбуке».
В итоге сеть привлекла в свои ряды порядка 40 тыс. жителей
острова. Эффектным сервисом заинтересовались в том числе и дети
высокопоставленных госслужащих. В течение следующих двух лет
кубинским абонентам «Сунсунео» было доставлено, по официаль-
ным подсчетам, не менее 2 млн. рекламных и развлекательных со-
общений. После этого, в середине 2012 года, юркая «птичка» упорх-
нула с Кубы так же внезапно, как до этого появилась. Проект словно
растворился в воздухе. Вплоть до самого недавнего времени о нем
ничего не было слышно.
Сегодня, благодаря профессионализму и настойчивости жур-
налистов, стало понятно, на что пытались подбить кубинцев под
шумок беззаботного «щебетания». Проект «Сунсунео», разрабо-
танный в недрах Американского агентства по международному
развитию (USAID), координируемого Государственным депар-
таментом, преследовал цели, далекие от общественно-просвети-
тельских. Главной его задачей на первом этапе было собрать как
можно более внушительную аудиторию, хотя бы 150-200 тысяч
из 11-миллионного кубинского населения. Затем в общую мас-
су рассылаемых сообщений предполагалось вбросить полити-
ческие лозунги, призывы и даже карикатуры на кубинское руко-
водство, побудив островную молодежь к акциям гражданского
неповиновения. Насчет карикатур - никакого преувеличения: «чер-
новики» такого рода агиток также стали достоянием гласности.
В итоге по отработанным в других регионах мира лекалам предпо-
лагалось устроить что-то вроде «кубинской весны».
Естественно, никто из десятков тысяч кубинских пользовате-
лей «Сунсунео» даже не подозревал, что невольно участвует в под-
рывной операции Госдепа США. Людей откровенно использовали
«втемную». Не знали они и того, что их номера телефонов и личные
данные заносились в специальную базу, а содержание сообщений
анализировалось с целью выявить круг интересов, политические
взгляды и предпочтения. Тайно составлялись, по сути, «психологи-