Июль, 2014
Россия и Китай: стратегическое партнерство
157
стический путь; 2) диктатуру пролетариа-
та; 3) руководство со стороны Компартии;
4) марксизм-ленинизм, идеи Мао Цзэду-
на. К четвертому принципу была добавле-
на теория Дэн Сяопина. По существу, эти
принципы позволили говорить о китаиза-
ции марксизма-ленинизма, о социализме
с китайской спецификой. Согласно данно-
му пониманию, Китай в настоящее вре-
мя находится на начальной стадии социа-
лизма, основной целью которой является
построение общества среднего достатка
(сяокан).
М.Л.Титаренко полагает, что успехи строи-
тельства социализма в Китае обусловлены
во многом тем, что китайские теоретики
и практики смогли удачно сочетать мно-
готысячелетний опыт и традиции китай-
ской философии (Конфуций, Лао-Цзы, Мо
Ди, Сунь-Цзы, «Книга перемен» и др.) с
новаторскими идеями и решениями сов-
ременных проблем. Это позволило под-
ключить достижения богатейшей китай-
ской культуры к решению практических
экономических, политических и социаль-
ных задач. Неудивительно, что в конце
концов китайские руководители пришли к
своеобразному применению достижений
капиталистической и социалистической
систем: многоукладная экономика, соче-
тающая рынок и план, государственную и
частную собственность и т. д. Социалисти-
ческое строительство в Китае предпола-
гает органическое совмещение пяти на-
правлений: экономическое, политическое,
культурное, социальное, экологическое.
Все это обусловило грандиозные успе-
хи Китая во всех сферах материального
и духовного производства: с 2011 года
Китай вышел на второе место в мире по
объему ВВП (а к концу 2014-го прогнози-
руется первое место), обладает самыми
значительными золотовалютными резер-
вами (более 3 трлн. долларов), является
ведущей торговой державой мира и т. д.
За 30 лет реформ средний уровень жизни
и доходов населения увеличился в 16 раз
и значительно превысил названный Дэн
Сяопином критерий среднего достатка в
размере 800 долларов (с. 115).
Разумеется, Китай еще далек от карди-
нального решения таких проблем, как
коррупция, экология, неграмотность, рас-
слоение общества и др., но и в решении
этих вопросов наблюдаются серьезные
достижения.
В преодолении фундаментальных про-
тиворечий китайцы исходят из того, что
закон единства и борьбы противополож-
ностей должен приводить не к уничтоже-
нию одной из противоположностей, а к
их единству и гармонии. Этот принцип
распространяется как на экономические
и социальные отношения внутри страны,
так и на взаимоотношения Китая с дру-
гими странами. Эти отношения строятся
на основе мирного сосуществования,
конструктивного диалога, конкуренции,
соревнования, взаимовлияния, партнер-
ства, стратегического взаимодействия, со-
трудничества, взаимозависимости.
Таким образом, как справедливо заме-
чает автор, «Китай объективно выступает
продолжателем и носителем новой моде-
ли социалистической цивилизации. Теория
социализма с китайской спецификой, пе-
реосмыслив полуторавековой опыт разви-
тия социалистической теории, объектив-
но выступает новым этапом соединения
социалистической идеи, феномена соци-
ализма с наукой и общественной практи-
кой» (с. 164).
Наиболее важным и интересным пред-
ставляется анализ социально-экономиче-