Стр. 118 - V

Упрощенная HTML-версия

Июль, 2014
Из дневника Главного редактора
113
ях, конечно, «мэтр» грозится всевозможными карами, санкциями и
бедами для России. Каков Кирджали!
13 июля.
В последнее время стало хорошим тоном цитиро-
вать Ивана Ильина. К месту и не к месту. Однако редко делаются
ссылки на его принципиальный труд под названием «О сопротивлении
злу силою». Направлен он против толстовства, которое, как ут-
верждает Ильин, растворившись в русском образованном обществе,
расслабило его перед лицом великих потрясений. Ленин в своей работе
«Лев Толстой, как зеркало русской революции» верно почувствовал
эту «расслабляющую силу» толстовства, которая во многом психо-
логически разоружила российскую интеллигенцию и правящую элиту
перед лицом угрозы революции.
Ильин писал о том, что, по евангельской заповеди, человек может
подставить свою щеку в ответ на личную обиду, но не имеет права
подставлять щеку ближнего. Согласие, непротивление мировому злу
или злу, которое угрожает твоему соседу, само становится злом. В его
глазах никем не пресеченное зло неизбежно разрастается, наглеет и
рано или поздно поглощает «теплохладного» и отступившего перед его
напором. Для мыслителя тезис «политика - искусство возможного»
становится бессмысленным в момент, когда встает вопрос о необхо-
димости «сопротивления злу силой». Здесь открывается единственно
необходимый путь, который на языке православно-христианской циви-
лизации высказал, как отчеканил, св. Александр Невский: «Не в силе Бог,
а в правде!» До него в IV веке св. Григорий Богослов сформулировал не
менее определенно: «Лучше война, чем мир, удаляющий от Бога».
21 июля.
События на Украине - это цивилизационный вызов.
Мы имеем дело с попыткой переформатировать под себя матрицу
восточнославянского и восточно-христианского мира, который генети-
чески определил психотип русских, украинцев, белорусов. В.Третьяков
в программе «Визави с миром» выразился так: «Я не могу себя причи-
слить к верующим людям, но психологически мое Я теснейшим образом