«Международная жизнь»
Александр Лукин
96
Стороны учитывать российские интересы в ходе ее разработки и
реализации». В документе далее выражается готовность России и
Китая продолжить «поиск путей возможного сопряжения проекта
«Экономического пояса Шелкового пути» и создаваемого Евразий-
ского экономического союза. В этих целях они намерены и дальше
углублять сотрудничество между компетентными ведомствами двух
стран, в том числе для осуществления совместных проектов по раз-
витию транспортного сообщения и инфраструктуры в регионе»
17
.
Известный российский дипломат, первый российский нацио-
нальный координатор по ШОС В.Я.Воробьев в связи с этим задает
ряд вопросов: «Имеется ли в виду ориентировать начатую в ШОС
подготовку среднесрочной стратегии развития на оказание всемер-
ной поддержки китайскому проекту, иными словами, на практике
вести дело к его инкорпорированию в стратегию ШОС? Или, мо-
жет быть, наоборот - воплощение китайской идеи пойдет через
действующие структуры ШОС? Наконец, не сведется ли роль ки-
тайской инициативы к тому, чтобы дополнительно стимулировать
оживление экономической составляющей Организации, в чем дей-
ствительно есть потребность?»
18
Отвечая на эти вопросы, можно отметить следующее. Практиче-
ски все государства, которые, с точки зрения Китая, должны быть
подключены к проекту «Экономического пояса Шелкового пути»,
входят и в ШОС. ШОС занимается всеми вопросами, поднятыми Си
Цзиньпином, однако не все из них решает достаточно эффективно.
Особенно слабо продвигается в ШОС многостороннее экономиче-
ское сотрудничество.
В совместной декларации 2014 года вновь отмечено, что «Россия
и Китай считают приоритетной задачей дальнейшее развитие регио-
нального экономического сотрудничества, улучшение инвестицион-
ного климата государств - членов ШОС и укрепление связей между
деловыми кругами»
19
. В связи с этим представляется, что програм-
ма создания «экономического пояса Шелкового пути» могла бы
стать катализатором многостороннего экономического сотрудниче-
ства государств ШОС и проводиться под эгидой этой организации,
но при координации со схожими программами других междуна-
родных институтов, таких как ПРООН и ЮНЕСКО. Это позволило
бы сконцентрировать наибольшее количество средств и ресурсов, а
также стимулировать экономическое развитие государств Централь-
ной Азии без политического вмешательства внерегиональных сил.