Стр. 85 - V

Упрощенная HTML-версия

Июнь, 2018
Рохинджа южноазиатские косовары"
83
ства и, соответственно, регистрационных карт - внутренних па-
спортов. Поскольку без этих карт поездки по стране невозмож-
ны, рохинджа оказались прикованными к своим резервациям.
«Негражданам» рохинджа не полагались ни школьные учителя,
место которых тут же на десятилетия заняли радикальные про-
поведники, ни медицинское обслуживание. Политические права
рохинджа были еще более ущемлены в результате роспуска их
политических партий в 1991 году.
Западный мир испытывал резкую неприязнь к военным ре-
жимам Бирмы-Мьянмы: генерал Не Вин с 1962 по 1988 год про-
кладывал «бирманский путь к социализму», а пришедшая ему
на смену «новая военная хунта» в 1988-2010 годах, по мнению
Вашингтона и Лондона, занималась исключительно подавлени-
ем гражданских свобод. Поэтому изыскивались любые сюжеты,
по которым «бирманскую военщину» можно было бы основа-
тельно прищучить. И тема рохинджа оказалась весьма востре-
бованной - ведь налицо как бы было притеснение меньшинства,
причем не только этнического, но и религиозного. Поэтому ста-
ли создаваться легенды о том, что рохинджа - самый угнетенный
мусульманский народ мира, защитой которого занялись, с одной
стороны, международные гуманитарные организации, прежде
всего располагающее немалыми средствами - Управление Вер-
ховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКДБ), а с дру-
гой - радикальные исламисты.
Что касается программ УВКДБ, то помню, как в 1990-х го-
дах, во время своей службы послом России в Мьянме, я был
свидетелем осуществления им программы так называемой ре-
абилитации рохинджа. Тогда большое их число под предлогом
притеснений перешло из Мьянмы в Бангладеш, что вызвало не-
удовольствие последней, та пожаловалась в ООН, Мьянма вы-
нуждена была принять рохинджа назад, а УВКДБ начало уже
упомянутую программу. Был разбит лагерь в труднодоступной
местности в джунглях, туда привезены многочисленные «экс-
перты» из разных стран - от Швеции и Австралии до Гватемалы
и Малави, которые стали учить рохинджа сажать картошку, тор-
говать рисом и бобами, копать ирригационные канавы, что они
как сельские жители и прежде прекрасно умели.
На программу, освященную авторитетом ООН, были выде-
лены немалые деньги, которых, однако, постоянно не хватало.