Стр. 83 - V

Упрощенная HTML-версия

Июнь, 2018
Рохинджа южноазиатские косовары"
81
КТО ТАКИЕ РОХИНДЖА
Исповедующие ислам рохинджа живут на севере мьянман-
ского национального штата Ракхайн на границе с Бангладеш. По
внешнему виду, языку, культуре, религии они резко отличаются
от ракхайнцев и бирманцев, но в то же время по всем этим при-
знакам у них практически нет отличий от бенгальцев, прожива-
ющих на юго-востоке Бангладеш в районе Читтагонга.
Есть несколько толкований происхождения рохинджа. Их по-
борники утверждают, что рохинджа - якобы потомки арабов,
персов, выходцев из империи Великих Моголов и Бенгалии.
Прибывая в Аракан едва ли не с VIII века как торговцы, рели-
гиозные проповедники и завоеватели, они-де создали собствен-
ную культуру и язык, временами смешиваясь с местными ара-
канцами-ракхайнцами. Никаких материальных или духовных
свидетельств этой культуры, однако, не обнаружено, и другие
этнические группы в Мьянме, включая ракхайнцев, настаи-
вают на том, что рохинджа ведут свой род от читтагонгских
бенгальцев, которые поселились в Аракане во времена бри-
танского правления между 1824 и 1948 годами. В настоящее
время численность рохинджа, по различным оценкам, достигает
1 млн. человек и постоянно растет, как за счет высокой рождае-
мости, которая у рохинджа доходит до 10-12 детей на одну жен-
щину, так и постоянного пополнения общины мигрантами из
Бангладеш.
Мьянма - многоэтническое государство. При том что по-
рядка 70% населения страны - этнические бирманцы, а 90%
- буддисты, правительство Мьянмы официально распознает
135 народностей, среди которых есть и христиане, примерно
7% населения, и мусульмане, и приверженцы других религий.
Но рохинджа в этот список не входят. И для центрального пра-
вительства, и для большинства мьянманцев они прежде всего
нелегальные мигранты из-за рубежа. Не признается и термин
«рохинджа», возникший где-то в середине 1950-х годов. Ни в
документах британских колониальных властей, ни в документах
властей независимой Бирмы-Мьянмы ни о каких рохинджа речи
нет. В них говорится лишь о проживающих на севере Аракана-
Ракхайна мусульманах. Мьянманцы рассматривают само появ-