«Международная жизнь»
Григорий Жигарьков
52
гии «мягкой силы». В качестве главного направления своей работы
Hanban видит США и в целом «англосаксонский» Запад. Значитель-
ные усилия по продвижению китайского языка и культуры предпри-
нимаются в Европе и Азии, широко представлены ресурсные цент-
ры на африканском континенте.
В качестве одного из новых приоритетов рассматриваются государ-
ства - участники инициативы «Один пояс и один путь» (Belt and Road
Initiative, далее - BRI). Задача по созданию новых ИК на пространстве
BRI отражена в документе «Меры по совместному развитию инициа-
тивы BRI в сфере образования» [22], опубликованном Министерством
образования КНР в июле 2016 года. Сегодня в странах BRI действует
сравнительно небольшое количество ИК и классов Конфуция (135 и
129 соответственно) [23]. Кроме того, на пространстве BRI функциони-
руют 11 из 30 китайских культурных центров [18, c. 267].
ИК сознательно делают акцент на изучении китайского куль-
турного наследия в отрыве от современных реалий, с тем чтобы
дистанцироваться от потенциальных политических дискуссий.
И все же западные академические круги озвучивают опасения отно-
сительно превращения ИК в рупоры китайской правительственной
пропаганды, усматривая в их деятельности угрозу свободе препода-
вания. В США, которые лидируют по количеству ИК (110) и клас-
сов Конфуция (501), обеспокоенность их растущей образовательной
активностью вылилась в решения ряда университетов о закрытии
имеющихся ИК (или отказе от открытия новых) и попытки навесить
на них ярлык иностранных агентов.
ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
В КИТАЙСКИЕ ВУЗЫ
Высшее образование - область, открывающая большие возмож-
ности для реализации «мягкой силы» государства, позволяющая
ему принимать участие в формировании иностранных элит через
влияние на мировоззрение и ценности выпускников.
По информации Министерства образования КНР, в 2017 году Ки-
тай стал крупнейшим в Азии экспортером образовательных услуг
[23]. Таким образом, можно констатировать досрочное выполне-
ние основной задачи министерской программы «Обучение в Китае
2010-2020». С учетом текущей динамики (см. табл.) можно утвер-