Стр. 52 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Григорий Жигарьков
50
«мягкой силы» страны. В октябре 2011 года на шестом пленуме ЦК
КПК 17-го созыва был утвержден и соответствующий официальный
документ - комплексная стратегия «могущественного социалисти-
ческого культурного государства» (shehuizhuyi wenhua qiangguo).
Концепция «мягкой силы культуры» получила дальнейшее раз-
витие при Си Цзиньпине. В ходе 12-й сессии коллективной учебы
Политбюро ЦК КПК 18-го созыва (декабрь 2013 г.) по тематике
культурной составляющей «мягкой силы» китайский лидер выделил
некоторые ориентиры, которых следует придерживаться в работе по
формированию позитивного образа КНР за рубежом [29].
Китай должен ассоциироваться как с древней восточной циви-
лизацией, так и социалистическими ценностями, считает Предсе-
датель КНР. Необходимо транслировать внешней аудитории ряд
характеристик китайского государства, среди которых многонацио-
нальность, поликультурность, исторические традиции, уверенный
политический курс, социальная стабильность и сплоченность, от-
крытость внешнему миру, нацеленность на экономическое развитие,
пассионарность и устремленность в будущее. Составной частью
этого образа должно стать и определенное представление о внеш-
ней политике Китая - ответственного государства, активно прини-
мающего участие в решении глобальных проблем и отстаивающе-
го на международной арене принципы равенства и справедливости,
мирного сосуществования и развития.
Китайские власти считают необходимым использовать все воз-
можные коммуникационные площадки для разъяснения сути «ки-
тайской мечты» и системы ценностей социализма с китайской спе-
цификой. Cвою роль в формировании позитивного образа страны
должны сыграть традиционные СМИ и новые медиа, образователь-
ные учреждения и научно-исследовательские институты, кинемато-
граф и литература, а также культурная индустрия в целом.
Отличительной характеристикой китаизированной концепции
«мягкой силы» стала ее культуроцентричность [1] - сознательный
выбор китайского руководства, обусловленный необходимостью
снижения конфликтного потенциала стратегии. При этом акцент де-
лается не на современную массовую культуру, где международные
позиции Китая выглядят пока недостаточно убедительно, а на бога-
тое культурное наследие [14]. Еще одно новшество китайской стра-
тегии - использование «мягкой силы» в качестве инструмента для
обеспечения культурного суверенитета страны [15].