Алексей Синдеев
154
«Международная жизнь»
с такой аудиторией, предъявление ей аль-
тернативных позиций призвано среди про-
чего сохранять демократию и характерный
для нее процесс трансформации идей. Не
стоит забывать, что демократия - это и кон-
куренция лучших идей.
В этой связи идея написания книги, ори-
ентированной на немецкую аудиторию,
российским автором, большим ученым,
человеком, обладающим богатым диплома-
тическим и жизненным опытом, блестяще
владеющим немецким языком, понятна и
достойна уважения. Автор, берущийся за
столь сложную, требующую времени и уси-
лий задачу, выступает в разных ипостасях, в
первую очередь в качестве межкультурного
коммуникатора. При всей на первый взгляд
прогрессирующей универсальности смы-
слов и феноменов диалог культур остается
чрезвычайно сложной материей. В нем не
допустимы ни менторство, ни искусственная
застенчивость и сдержанность. Его не полу-
чится успешно осуществить, не имея сфор-
мированной позиции и жизненного стержня.
Мастерство И.Ф.Максимычева позволило
ему, несмотря на понятные сложности и те-
кущие трудности, реализовать задуманное.
У него получилось, на мой взгляд, внести
весомую лепту в сохранение взаимопони-
мания и диалога между россиянами и нем-
цами. Следует подчеркнуть, что это не только
диалог культур, но и диалог поколений.
И.Ф.Максимычев будет интересен моло-
дым, не знавшим, к счастью, тягот войны,
потому что он, объясняя происходящее,
предостерегает от потери воспринимаю-
щихся как само собой разумеющихся мира,
собственного благополучия, желания позна-
вать и понять друг друга, потребности вновь
и вновь открывать своего соседа. И это не
связано ни с геополитическим играми, ни с
намерением дружить против кого-либо. Лю-
бая попытка обвинить И.Ф.Максимычева в
этом напрасна, поскольку он, представитель
поколения детей войны, был свидетелем
того, что для граждан Советского Союза не
Германия и не немцы были врагами, а на-
цизм и его бесчеловеческая идеология. Для
него важно донести мысль, что воскреше-
ние идей национальной исключительности
является опасным. Германия, ее молодое
поколение не могут и не должны забывать
той исторической ответственности, которая
легла на их плечи.
И.Ф.Максимычев будет интересен стар-
шему поколению, которое так же, как и он,
задумывается о том, какую Европу и какой
мир они передают в руки тех же молодых
политиков, многие из которых в совре-
менной Европе, желая быть успешными,
пытаются строить свою карьеру вне исто-
рического контекста и обусловленной им от-
ветственности, пребывая в иллюзии перво-