Стр. 89 - V

Упрощенная HTML-версия

Июнь, 2017
Китайско-американские отношения при Дональде Трампе
87
ГОССЕКРЕТАРЬ Р.ТИЛЛЕРСОН ИЮЖНО-КИТАЙСКОЕ МОРЕ
«Мы собираемся ясно дать Китаю понять, что ему следует оста-
новить строительство островов и что доступ на эти острова должен
быть закрыт», - заявил 11 января 2017 года Р.Тиллерсон Комитету Се-
ната США по международным отношениям, где рассматривалась его
кандидатура на пост госсекретаря.
Наблюдатели, интересующиеся азиатской политикой, были про-
сто ошеломлены таким ответом Тиллерсона на вопрос о том, зай-
мет ли он более жесткую позицию по проблемам ЮКМ. Многие
обозреватели предполагали, что он просто заговорился после пя-
тичасового допроса в Комитете Сената по иностранным делам*.
Американская пресса не устает гадать, каковы могут быть послед-
ствия подобных заявлений.
«В 2008 году Р.Тиллерсон в качестве главы «Эксон Мобил» по-
слал куда подальше Китай, пытавшийся заставить его компанию от-
казаться от проекта разведки газовых месторождений в водах, при-
легающих к Вьетнаму, на которые претендует КНР» - буквально так
выражается Б.Хэйтон, известный исследователь истории региона
Южно-Китайского моря, и задается вопросом, не собирается ли Тил-
лерсон «сделать нечто подобное теперь уже от имени государства»
15
.
Последствия возможного претворения в жизнь вышеприведенных
заявлений ясны. Единственное, чем США могут воспрепятствовать
доступу Китая на его островные базы, - это размещение военного
флота и угроза применения силы. Действительно ли Тиллерсон готов
пойти на риск прямого конфликта между двумя сверхдержавами ради
семи клочков суши вдали от американских берегов? Что ждет мир,
если он имел в виду именно то, что сказал комитету Сената?
16
Со спутниковых снимков видно, что строительство на спорных
островах Спратли пока прекратилось. Базы еще обустраиваются, но
земляные работы уже завершены. Вместе с тем имеются сильные
подозрения, что Китай намеревается построить еще одну крупную
базу на отмели Скарборо, в территориальных водах Филиппин**.
*
Он оговорился, в частности, сказав, что через ЮКМ проходит грузов на 5 трлн. долл. ежедневно, на
самом деле - ежегодно.
**
Эта отмель до 1990-х гг. контролировалась Филиппинами при поддержке США, пока не были за-
крыты американские военные базы. Китайские суда контролируют отмель с апреля 2012 г.