«Международная жизнь»
Александр Орлов
70
Макрона Франсуа Олланда, который тоже пытался что-то делать в
этом духе (возьмем хотя бы организованную им весной этого года
в Париже встречу, посвященную будущему Евросоюза, в весьма
странной «композиции», с участием Испании, но при отсутствии
ряда стран - основательниц ЕЭС), выглядели не слишком убеди-
тельно. Как отмечал тот же В.Жискар д’Эстен, «политический упа-
док есть не что иное, как утрата страной прежнего места на лестни-
це могущества»
3
. Сможет ли Франция возродить, хотя бы частично,
прежнее могущество при Макроне, вопрос актуальный, хотя пока
сугубо риторический.
Тем не менее, несмотря на эйфорию по поводу победы Макро-
на, во власти которой оказалась значительная часть европейцев, а
также весьма активно демонстрируемую новым французским лиде-
ром приверженность европейским ценностям, что как будто долж-
но гарантировать процветание Франции и Евросоюза, ситуация не
выглядит столь безоблачной. Количество разнообразных противоре-
чий или, во всяком случае, нестыковок настолько велико, что одно
их обобщение потребует определенного времени, не говоря уже об
осмыслении возможных последствий складывающегося сложного
политического пасьянса.
В последние два с половиной десятилетия, прошедших после
«самороспуска» СССР, в ведущих странах капиталистического
мира, как считалось, прочно утвердилась либерально-демократи-
ческая модель общественного устройства, закономерность и незы-
блемость которой была научно обоснована, в частности, в трудах
американского философа Фрэнсиса Фукуямы. Эта модель (назовем
ее «западной», хотя она вполне применима к Японии, Южной Ко-
рее, Австралии и ряду других стран) изображалась как некий венец
эволюции политического устройства общества, вершина предста-
вительной демократии. То есть, если следовать этой логике, ничего
более совершенного человечество изобрести уже не в состоянии.
На деле же западная либерально-демократическая модель, в силу
прежде всего изначально заложенных в ее фундамент противоре-
чий, быстро превратилась в своего рода «матрицу», если провести
условную аналогию с одноименным голливудским блокбастером*.
*
«Матрица» (англ. «The Matrix») — научно-фантастический фильм-боевик, снятый братьями
Вачовски. Картина вышла на экраны США в марте 1999 г., положив начало трилогии фильмов.