«Международная жизнь»
Наталья Касперская
62
этим нужно работать. Нужен спрос. Нужен внутренний заказчик.
Как только он появляется, разработчики мобилизуются и начинают
совершенствовать для него свои продукты.
«Международная жизнь»:
В чем выражается поддержка
государства?
Н.Касперская:
Принято постановление Правительства РФ о
поддержке импортозамещения в программном обеспечении. Это озна-
чает, что, как минимум, госорганы должны выступать в качестве за-
казчиков. Некоторые, правда, до сих пор пытаются «отвертеться» от
закупки российского, пытаясь так формулировать вопросы в тендерах,
что нет, мол, в России аналогов мировым поставщикам и поэтому им
требуется иностранное. Но ситуация постепенно улучшается.
Следующий наш оплот - это компании с государственным уча-
стием. Для них не существует прямого приказа покупать отече-
ственное, есть рекомендации. При этом многие корпорации сами
осознали важность импортозамещения, особенно те, кого затронули
санкции. Но есть и такие, кто пока сопротивляется. И в этой борьбе
государственная поддержка очень нужна.
Необходимо инвестировать деньги в свое, а не переводить их за
границу, платя за интеллектуальную собственность, которая при
этом у нас не остается.
«Международная жизнь»:
Что формирует конъюнктуру
рынка IТ-разработок?
Н.Касперская:
У нас на спрос влияют три ключевых фактора.
Первый - это тренды IT, то есть появление новых информационных
технологий. Все новые информационные технологии, как правило,
впоследствии несут в себе какие-то новые угрозы. И, соответствен-
но, мы должны изучать такие новинки, предполагать, в каких на-
правлениях могут развиваться эти угрозы.
Второе направление - изучение собственно угроз - существую-
щих атак, материалов, с ними связанных: каким способом злоумыш-
ленники пытаются проникать в систему, какие ухищрения предпри-
нимают инсайдеры, чтобы красть информацию.
И третье - мнение потребителя. Что было бы удобно нашим кли-
ентам? Как они видят функционал будущего продукта? Какие моде-
ли угрозы они для себя видят? Последнее важно, поскольку пред-