Стр. 52 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Юрий Белобров
50
Ряд западных стран вслед за США продолжают настаивать на со-
хранении всех ранее заключенных соглашений в этой сфере либо
допускают возможность разработки нового соглашения при усло-
вии отражения в нем явно отживших элементов ДОВСЕ, таких как
фланговые и территориальные ограничения. Противоположные
мнения высказываются и в отношении того, нужны ли в современ-
ных условиях количественные ограничения на обычные вооруже-
ния, должны ли они охватывать всю Европу или только отдельные
ее субрегионы, какие именно категории вооружений должны огра-
ничиваться с учетом нынешних военно-технических реалий, значи-
тельно отличающихся от тех, при которых заключался ДОВСЕ.
Согласно рассуждениям представителей и экспертов большин-
ства стран НАТО, в нынешних условиях, дескать, важны не ог-
раничения на обычные вооружения и их сокращение, а транспа-
рентность в военной сфере, укрепление мер доверия и понижение
рисков военного столкновения сторон. Поэтому они настаивают
на усилении в первоочередном порядке Венского документа о ме-
рах укрепления доверия и безопасности и согласовании дополни-
тельных мер проверки и обмена информацией о военной деятель-
ности. Причем преобладает мнение, что любые договоренности
на этот счет должны носить политически, а не юридически обяза-
тельный характер.
С точки зрения России, однако, прежние договоренности в об-
ласти контроля над вооружениями в Европе настолько изжили
себя и не отвечают современным реалиям, что всякие попытки
построить на их основе что-то новое обречены на провал. При-
нимая это во внимание в интересах укрепления европейской без-
опасности, Россия выступает за глубокую модернизацию режима
КОВЕ. Она готова поддержать усилия, направленные на созда-
ние условий, которые могут привести к продуктивному диало-
гу на основе взаимного уважения и учета интересов друг друга.
Путь к созданию нормальной атмосферы для начала диалога по
этой проблеме пролегает через «замораживание» военного потен-
циала НАТО вблизи российских границ при одновременном со-
кращении военной активности Североатлантического альянса на
восточном фланге и через дальнейший отвод непрерывно ротиру-
емых сил и военной техники в места их постоянной дислокации
9
.
В дополнение к приведенным принципиальным различиям в
подходах сторон к практической реализации предложения ФРГ