Июнь, 2017
Надежды европейцев по возрождению действенного КОВЕ еще не угасли
45
ный вариант договора, что было сделано Россией еще в 2004 году, фак-
тически означал их односторонний выход из этого документа. В сло-
жившихся условиях циничные призывы Запада к России соблюдать
устаревший договор выглядят просто лицемерными.
На фоне фактического отмирания ДОВСЕ единственным дейст-
вующим юридически обязательным инструментом контроля воен-
ной деятельности в Евро-Атлантическом регионе остается Договор
по открытому небу (ДОН) 1992 года. Правда, и при его осуществле-
нии выявились объективные дисбалансы и сложности, которые не
позволяют с полной уверенностью утверждать, что будущее ДОН
абсолютно безоблачно.
Переход же стран НАТО к политике открытой военной конфрон-
тации в отношении России подорвал взаимное доверие между сто-
ронами и, как следствие, существенно ослабил эффективность и
других соглашений в рамках этого режима, в том числе Венского
документа о мерах укрепления доверия и безопасности 2011 года.
Возникший глубокий кризис европейских механизмов контроля
среди прочего был предопределен противоположными подходами
России и ее партнеров по ОДКБ, с одной стороны, и США и чле-
нов НАТО - с другой, к вопросам европейской безопасности. США
и их натовские союзники, добившись путем расширения Северо-
атлантического альянса подавляющего превосходства в обычных
вооруженных силах на континенте, рассматривают проблематику
контроля над вооружениями скорее как вспомогательное средство
для продвижения собственных геополитических интересов на пост-
советском пространстве. Приоритетное же значение в обеспечении
безопасности своих членов по-прежнему придается коллективной
обороне и стратегии сдерживания России.
Кроме того, на Западе с некоторых пор пытаются придать КОВЕ
совершенно иной смысл по сравнению с тем, каким он призна-
вался всеми в период становления в 1990-х годах, подменив пред-
усмотренные им ограничение и сокращение вооружений мерами
предсказуемости и прозрачности военной деятельности, а также ин-
спекциями. При всей важности для укрепления взаимного доверия
государств мониторинга и поддержания прозрачности и предсказу-
емости такой деятельности не следует сбрасывать со счетов, кому в
первую очередь выгодны такие меры. Разумеется, в первую очередь
более сильной и напористой в военном отношении стороне, по-
скольку подобные меры позволяют ей не только выявлять уязвимые