«Международная жизнь»
Василий Лихачев
20
дипломатии, которые адекватны инструментальным и прикладным
запросам регулирования международных отношений. Некоторые из
них закономерно включены в текст президентской концепции. Глу-
боко осмысленно в ней зафиксированы такие термины, как «сетевая
дипломатия», «традиционные дипломатические методы», «полити-
ко-дипломатическое урегулирование региональных конфликтов»,
«общественная дипломатия» и др.
Документ, и в этом его прогностическая мощь, допускает появле-
ние новых разновидностей, новых аспектов в эволюции общеприз-
нанного в мире института дипломатии. Об одном важном тренде
следует сказать специально. Речь идет о формировании междуна-
родной и национальной электоральной дипломатии.
Чем характеризуется эта сфера международного сотрудничества?
Назовем наиболее важные, системообразующие признаки.
Во-первых, наличие широкой многоформатной международной
практики. В условиях цивилизованной глобалистики и многополяр-
ности национальные электоральные компании не могут в большин-
стве случаев не резонировать во внешней среде, изолироваться от ее
внимания, оценок. Таковы критерии межсуверенного общения го-
сударств. Отсюда понятен принципиальный интерес (по-разному,
правда, мотивированный) к таким прошедшим событиям, как выбо-
ры Президента США, Президента Франции, Президента Ирана, Пре-
зидента Республики Корея, Государственной Думы РФ VII созыва,
брекзит (референдум) о выходе Великобритании из Европейского со-
юза, а также к предстоящим в 2017 году выборам в Бундестаг ФРГ,
Сенат Казахстана и многим другим, которые формируют политиче-
ский ландшафт миропорядка. Дипломатия будет играть в них серьез-
ную роль так же, как она проявила себя впервые в 1940-х годах прош-
лого столетия в рамках содействия ООН ряду суверенных государств
по организации в них избирательных циклов и наблюдению за ними.
Ныне ооновская практика не только расширилась, но и дает им-
пульс к движению электоральной дипломатии конкретных государств.
Так, глубоким международным измерением характеризуются выбо-
ры в Государственную Думу России 18 сентября 2016 года. Голосо-
вание за рубежом было организовано в соответствии с Конституцией
РФ и международными договоренностями на территории 145 стран.
На консульском учете к этому времени состояли 1,8 млн. человек,
обладающих активным избирательным правом. Международное на-
блюдение официально представляли 774 человека, делегации 11 меж-