Июнь, 2017
Ислам: между Аверроэсом и аль-Багдади
151
Любая религиозная система (ислам - не исключение) всегда
намного сложнее и многограннее ее выборочного описания. Со-
ответственно, и данная статья - это лишь попытка обозначить не-
которые важные проблемы, заслуживающие обсуждения. Впол-
не очевидно, что в зависимости от направления, течения, мазхаба
(школы толкования) и даже просто страновой или региональной
специфики мы легко сможем вычленить как минимум несколько
десятков принципиально разных «исламов». Кроме того, в повсед-
невной жизни мы все имеем дело не с цивилизациями, а с конкрет-
ными людьми, которые совершенно необязательно разделяют весь
набор так называемых «исламских» ценностей.
Наиболее сложные и/или одиозные проблемы современного
ислама - это отчасти действительно некие имманентно присущие
его религиозной доктрине особенности, а с другой стороны - ре-
зультат конкретных политических и/или региональных конфлик-
тов с участием либо этносов, являющихся своего рода носителя-
ми общемусульманского культурного кода (арабы и иранцы), либо
стран, наиболее обремененных архаикой (Афганистан, Пакистан,
Йемен, Сомали, Судан), либо очевидных внесистемных экстре-
мистских сил (ИГИЛ, «Боко Харам»).
Не менее важно и то, что в рамках любой индивидуальной или
общенациональной самоидентификации традиционно преоблада-
ют языковые и этнические установки, в свою очередь, включаю-
щие в себя и религиозные, а не наоборот. Резкое изменение этого
соотношения в пользу религиозных ценностей чаще всего озна-
чает движение в сторону конфликта. Конфессиональная специ-
фика выходит на передний план либо в результате установления
исламского режима, нивелирующего все многообразие этниче-
ских установок, либо в случае активизации фундаменталистской
оппозиции, либо в условиях миграции (как внутренней - переезд
из глубинки в большой город, так и тем более - международной),
подразумевающей непременный ценностный конфликт архаично-
го, преимущественно провинциального, сознания мигранта с не-
привычным и постоянно вызывающим неприятие новым окруже-
нием. Миграционная среда является очевидным катализатором как
фундаментализации, так и экстремизации любых традиционных
мусульманских общин.